Новороссийская девчонка Настя Эль издала первый поэтический сборник под названием «Сомнения». Как ей, студентке, удалось найти деньги на свою книжку, не рассчитывая на родителей? Как вообще современная творческая молодежь пробивает себе дорогу?

— Настя, я не пойму, зачем тебя на факультет журналистики понесло, если слова стремишься уложить в стихотворную форму?

— Да, я учусь на журфаке, но моя специальность – реклама и связи с общественностью. Журналистикой, как таковой, я не планировала заниматься. До четвертого курса писала статьи на заказ, дистанционно, иногда просто работала над продвижением разных сайтов. Сейчас мне 22 года, я на пятом курсе. Хочу поступить в магистратуру на специальность «культурология» и преподавать что-то максимально приближенное к художественной литературе. Можно сказать, что и поступала я ради изучения литературы – была наслышана о некоторых преподавателях журфака и стремилась получить знания именно от них.

— В какой школе ты училась? Кто мама с папой? Когда влюбилась в поэзию? Кто помог?

— Я училась в школе № 10. Моя мама — на государственной службе, папа занимается организацией грузоперевозок. Можно сказать, что поэзию я полюбила ещё в раннем детстве. Когда мне было лет пять, написала несколько грустных строк по поводу ссоры с подружкой. Потом начала сочинять стишки-поздравления для всех близких людей. Мне помогала мама, конечно, у неё отличное воображение и очень чувствительное восприятие мира – это я унаследовала на все сто.

— Настя Эль — это псевдоним?

— Да. Причем к пиву никакого отношения не имеет.

— Почему твой сборник называется «Сомнения»?

— Потому что каждое стихотворение выросло из сомнения по какому-то вопросу.

— Настя, а не страшно предъявлять народу свои произведения? Критики не боишься?

— В школьные годы я редко, но ходила на стихочтения и другие тусовки. Тогда Стас Павлюк организовывал в Новороссийске рок-концерты то там, то сям, один раз, помню, даже на развалинах у рыбозавода это было. Я читала свои стихи, но ни с кем из местных поэтов не общалась. Потом поступила в университет, на первом курсе еще куда-то ходила, а потом не до того стало — учусь заочно, деньги на жизнь в Краснодаре зарабатываю репетиторством. Работаю очень много, прямо целыми днями. Несколько лет в стол писала, и большая часть сборника — оттуда. После этого выходить со стихами на люди было очень тяжело, но надо. Прошлой осенью мы с Колей Смирновым, моим гитаристом, выступили на проекте «Любой» в Новороссийске, в феврале нас пригласили в Москву… С Колей же делали сборник «Сомнения» из 35 стихов. Он в питерской полиграфии работал, опыт есть, поэтому сам верстал, оформлял. Фотографии — тоже наши. Когда все было готово, пошли в типографию и узнали, что 100 экземпляров обойдутся нам в 30-35 тысяч. Встал вопрос: где их взять?

— Почему у мамы не попросила?

— Еще в детстве мне родители объяснили: со всеми вещами, не относящимися к жизненно необходимым, разбирайся сама. Поэтому с девятого класса я начала подрабатывать. В универе мы обсуждали краудфандинг как стартовую точку для поиска своей аудитории. Я взяла эту тему для диплома. К тому моменту мы уже знали, что на всех издательствах крупными буквами написано, что они загружены на годы вперед, и еще крупнее — «поэзию не берем». То есть другого варианта, кроме самиздата, не было. Мы выбрали интернет-платформу Planeta.ru, подали заявку, получили одобрение и в октябре-ноябре запустили свой проект. Я опубликовала видео-обращение и стала ждать реакции. Надо сказать, что раскрученные группы вроде «БИ-2» или «Аквариума» на краудфандинговой площадке собирают миллионы рублей на новые альбомы, а новичкам очень тяжело. И самое тяжелое — агрессия. Ну, не хотите поддержать — и ладно. Но некоторым людям нравится сидеть и писать: «Тебе надо, а мы при чем? Не наши проблемы!» Для раскрутки своего проекта я использовала все знания по рекламе и пиару, мы раздавали на улице листовки со стихами и чего только не делали. Я как думала? У меня 1000 друзей в соцсетях. Каждый пришлет по 30 рублей – и все. На деле же пишешь этой тысяче друзей, они ставят лайк и не вникая делают репост. В итоге я месяц сидела за компьютером и всем объясняла, как да что. С удивлением обнаружила, что большую часть собранных средств отправили совершенно незнакомые люди. Один мужчина с Севера прислал четыре раза по тысяче. Другие — по 10, 50, 100 рублей. А мы в ответ отправляли подарок – открытку с фото и стихом или диск с записью. Большинство моих спонсоров присылали деньги в качестве предоплаты за будущий сборник.

— Почему в результате было напечатано всего 50 экземпляров, а не 100?

— Выяснилось, что платформа берет себе 15 процентов от собранной суммы. Да еще 13 процентов налога надо заплатить. Вот и осталось всего около 15 тысяч. Искали, где дешевле, обложку в одном месте печатали, остальное — в другом. И к новому году я держала в руках свои «Сомнения». Пошла на почту и первые экземпляры адресовала людям, которые меня поддержали. Необыкновенное чувство – как будто отправляла стихи в путешествие по стране.

— А в феврале вы целый концерт давали в московском антикафе «Local time». Это ведь тоже признание того, что у тебя есть аудитория.

— На платформе меня заметил организатор антикафе, спросил: бывали в Москве? Почему бы не побывать? Он оплатил нам с Колей дорогу, мы подготовили программу, и полтора часа нас люди слушали. Не сказать, что их было много, зато аудитория наша на сто процентов. Мне пожелали больше оптимизма и позитива. Говорят, стихи тяжелые.

— И кем же, Анастасия, ты видишь себя в будущем?

— Поэтом и писателем. Меня бабушка всегда настраивала: есть любимое дело – надо им заниматься.

Ирина Писарева.
Полную версию материала под заголовком «Куда ведут сомнения» читайте на www.lavkastudenta.com