Сбербанк открыл компании «Тандер», операционной «дочке» «Магнита», кредитную линию на 10 миллиардов рублей. Что еще задумал основатель торговой империи Сергей Галицкий? К началу 2017 года эта сеть состояла из 10,5 тысячи магазинов «у дома», 237 гипермаркетов, 194 магазина «Магнит Семейный» и 3107 магазинов дрогери (непродовольственных товаров).
Что известно об этом человеке? Как сообщает Lenta.ru, Сергей Николаевич Галицкий (урожденный Арутюнян, после женитьбы взял фамилию супруги), родился 14 августа 1967 года в поселке Лазаревское Краснодарского края. В детстве Галицкий очень увлекался футболом, много играл, однако в четырнадцать лет, по, собственным словам, понял, что это «не совсем» его, и закончил «футбольную карьеру». Будущий успешный предприниматель учился без троек, но и назвать себя «фантастическим учеником» не мог. В седьмом-восьмом классе он увлекся игрой в шахматы и два года занимался ими, став кандидатом в мастера спорта и чемпионом Сочи. Впоследствии Галицкий рассказывал, что игра в шахматы помогла ему научиться мыслить логично, а в бизнесе «невероятно важен элемент логики».
Отслужив в армии, Галицкий стал студентом факультета экономики и планирования народного хозяйства Кубанского государственного университета. Известно, что некоторое время он подрабатывал грузчиком, однако вскоре устроился на первую квалифицированную работу: после того, как он написал статью «К вопросу о финансовой ликвидности» для журнала «Финансы и кредит», его пригласили на работу в один из коммерческих банков Краснодара. Так в 1989 году, во время учебы на втором курсе (по другим данным – на третьем), Галицкий стал банкиром. В 1993 году он окончил университет, а в 1994 году завершил свою карьеру в сфере финансов заместителем управляющего банком. По собственным словам Галицкого, он ушел, так как «не хотел участвовать в похоронах банка», о котором он отзывался как о маленькой «меняльной конторе».
В 1994 году Галицкий взял в кредит около 30 тысяч долларов «у новых банковских знакомых» и с однокурсниками основал компанию «Трансазия», которая занималась оптовыми поставками бытовой химии, косметики и парфюмерии Avon, Johnson & Johnson, а также Procter & Gamble. Поначалу компания «балансировала между пропастью и небольшой прибылью», и сам Галицкий говорил, что она была похожа на «худую свинью», «которая все время бегает и ищет в лесу яблоко». Однако уже через год компания стала эксклюзивным дистрибьютором Procter & Gamble в Краснодарском крае, что открывало для нее новые перспективы. После того, как представители Procter & Gamble потребовали, чтобы распространением ее товара занималась отдельная компания, «Трансазию» решено было разделить. Это произошло в том же 1995 году. Партнеры Галицкого получили «Трансазию» и «налаженный дистрибьюторский бизнес», а сам он занялся новой компанией «Тандер». Акционером «Тандера» также стал банкир Алексей Богачев – он был приглашен, чтобы «у партнеров не оставалось денежных претензий». Галицкий впоследствии вспоминал, что в тот момент «променял бизнес с понятными перспективами на шар в поле», но об этом не пожалел.
В 1998 году компания открыла свой первый продовольственный магазин самообслуживания в Краснодаре. Галицкий продолжил открывать недорогие магазины, арендуя для них площади размером в 300-400 квадратных метров в маленьких городах с населением от 50 до 500 тысяч жителей, стремясь избежать конкуренции с крупными ритейлерами. Постепенно торговые площади были объединены в сеть «Магнит». В начале 2000-х годов Галицкий стал называть свои магазины не «дискаунтерами», а «магазинами у дома по низкой цене».
Ксюша Собчак как-то поинтересовалась у Сергея Николаевича, почему он не открывает сеть дорогих магазинов, ведь у него и такой бизнес наверняка пошел бы. Галицкий ответил, что его не интересует мнение людей, и кому он должен доказывать, что может построить дорогую сеть. Что касается иного бизнеса, кроме торгового, то предприниматель говорит так: «Я не настолько талантлив, чтобы несколькими вещами заниматься».
В 2016 году состояние Сергея Галицкого оценивалось в 7,3 миллиарда долларов. Каково это — быть одним из самых состоятельных людей в стране? Недавно он выступал в бизнес-школе «Сколково». Автор репортажа с этой встречи (https://republic.ru/posts/64792) сообщает: «О своей жизни бизнесмен рассказывал словно с петлей на шее. Жизнь не сахар, если кто сомневался. Галицкому 48 лет (эту цифру он повторял снова и снова). Возраст дает о себе знать, а ежедневное напряжение, которому подвергается мозг краснодарского предпринимателя, не убывает. Напротив, количество магазинов сети «Магнит» различного формата уже перевалило за 12 тысяч. Руководство такой махиной в устах Галицкого выглядит как нескончаемая вереница стрессов: «Когда ты постоянно находишься под напряжением, то думаешь порой, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца». «У меня по российским дорогам ездит шесть тысяч грузовиков, 20 тысяч водителей. Когда случается ДТП, я вздрагиваю, – говорил Галицкий. — …я не сплю по ночам. Ведь они в автобус могут въехать или куда-то еще. И таких вещей невероятное количество, они происходят каждый день. Когда у тебя компания, в которой работает 260 тысяч человек, ты спишь со снотворным, постоянно находишься в состоянии аффекта».
«Большинству нормальных людей не нужна такая жизнь. Они не будут счастливы», – считает Галицкий. Он сравнил работу в офисе с заточением, а еще признался, что периодически путает дни рождения супруги и дочери («Это не потому, что я идиот, просто голова забита проблемами»).
Готов ли был кто-нибудь в зале связать себя с предпринимательством, высасывающим все жизненные соки? Наверняка. Но этих мужчин и женщин тридцати лет и старше Галицкий не стал обнадеживать: «Вас нельзя научить предпринимательству. Человека, которому за двадцать, можно корректировать, но кардинально не изменить. К этому времени он либо предприниматель, либо одно из двух».
Глава «Магнита» рассказал, что хуже стресса только рутина, совещания – сущее наказание, окружающие его менеджеры «раздуваются от важности до величины канадской жабы» и сыплют умными словами – «многофакторной корреляцией и другим подобным трэшем». Почему нельзя выразиться проще, неясно.
В 2008 году Галицкий стал владельцем и президентом футбольного клуба «Краснодар». И в последнее время не раз говорил, что если бы мог, занимался бы исключительно развитием футбола.
В одном из интервью кубанский предприниматель на вопрос, во что лучше вложить 100 тысяч долларов, ответил: положить на депозит, насобирать хотя бы пару миллионов и тогда вкладывать в бизнес. А если есть только 10 рублей, то он советует вложить их в акции «Магнита».