гора колдун мысхако новороссийскВ марте 2017 года поисковики организации «Кубанский плацдарм» обследовали место падения советского самолета на северо-западных скатах горы Колдун. Собрались люди из Москвы, Туапсе, Краснодара и Новороссийска, чтобы найти осколки двигателя — это «сердце» самолета — и попытаться установить имя летчика.

Прошло 74 года, а воронка до сих пор отчетливо видна. Судя по разлету обломков, самолет падал со стороны Федотовки и после столкновения с землей сгорел. Парашютной системы либо останков пилота обнаружено не было, что оставляло надежду на спасение летчика. Хотя, учитывая, что самолет падал со стороны немецких позиций и рухнул на землю буквально в ста метрах за передовыми советскими траншеями защитников Малой Земли, велика вероятность того, что, выбросившись на парашюте, летчик мог попасть в руки противника.

Поисковики перелопатили немало грунта, доставая осколки из тела горы. Фрагментов самолета нашли не так уж много, но удалось без труда установить и тип самолета, и его заводской номер.

Рассказывает заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев:

порфирьев«Сразу на двух обломках фюзеляжа были найдены повторяющиеся выбитые цифры 9492. В сочетании с остатками боекомплекта ШКАСа 7.62-мм это указывало на биплан И-153 «чайка», использовавшийся в боях на Кубани в качестве легкого штурмовика. По информации, содержащейся в базе данных, самолет И-153 № 9492 с мотором М-62 № 624098 входил в состав 611 ИАП 236 ИАД и был списан 18.04.1943 году как не вернувшийся с боевого задания.

К сожалению, среди архивных документов, находящихся на хранении в ЦАМО, сведения о боевой работе 236 ИАД в целом, и 611 ИАП в частности, крайне скупы. Несмотря на все предпринятые усилия и помощь коллег-поисковиков из других регионов, так и не удалось найти в архивных документах указания на того, кто конкретно пилотировал эту «чайку» в ее последнем боевом вылете.

Единственное, в чем нам удалось продвинуться, так это дата. Скорее всего, самолет был сбит 17 апреля 1943 года. Очень часто в документах военных лет время гибели самолета не совпадает с датой приказа о списании, но это и понятно – для подготовки документов требовалось некоторое время. В пользу этой версии говорила запись в летной книжке командира 611 ИАП майора Чугунова о произведенной 17.04.1943 г. штурмовке войск противника в районе Федотовка–Мысхако. Других сведений найти не удалось.

Именно 17 апреля 1943 года немецкое командование начало операцию «Нептун» с целью уничтожения нашего десанта на Малой Земле. Для реализации своих планов противник бросил в бой всю имеющуюся в его распоряжении авиацию, включая базирующуюся на аэродромах Крыма и Донбасса. В общей сложности – около 1260 самолетов.

Спустя три дня из Резерва Ставки Верховного главнокомандующего на Кубань будут переброшены свежие авиационные соединения: 3 ИАК, 2 БАК, 2 САК и 287 ИАД, укомплектованные современными самолетами, которые невероятными усилиями и ценой жизней десятков пилотов сумеют переломить ситуацию в нашу пользу.

А пока, в первые дни наступления, вся тяжесть воздушных боев легла на плечи 236 ИАД, которой предстояло на устаревших, в большинстве своем, типах самолетов, таких как И-16 и И-153, противостоять всей мощи люфтваффе. Без прикрытия с воздуха нашим войскам было практически невозможно удержать занимаемые рубежи, и, прекрасно понимая это, летчики делали все возможное в небе, чтобы обеспечить успех на земле.

Именно в ходе этих боев и была сбита найденная нами «чайка». И тем сильнее было желание узнать имя героя, вступившего в неравный бой с превосходящим противником.

Спустя месяц архивных исследований нам уже казалось, что работа не будет доведена до логического завершения. Тогда я решил попытаться вычислить имя летчика по косвенным данным. Для начала, основываясь на приказах по 611 ИАП о выплате вознаграждения за проведенные штурмовки войск противника за март-апрель 1943 года, находящихся в открытом доступе на сайте «Память народа», я сформировал список личного состава 611 ИАП. Получилось 17 фамилий.

Затем, используя возможности все того же ресурса, проверил наградные листы всех 17 летчиков в надежде найти упоминание о боевом вылете 17 апреля 1943 года в район Федотовки. Но безуспешно.

Зато мое внимание привлекла информация, указанная в наградном листе на пилота 611 ИАП, старшего сержанта Лодвикова о полученных им ранениях. В представлении к ордену было указано, что 17.04.1943 года при выполнении боевого задания он получил множественные осколочные ранения правой ноги. Как минимум это указывало на то, что Лодвиков принимал участие в том самом боевом вылете в район Федотовки. Других свидетельств, указывающих на связь Лодвикова с найденной «чайкой», в наградных документах найти не удалось.

Затем была предпринята попытка установить боевой путь всех пилотов 611 ИАП через поисковые системы в сети Интернет, и снова в поле зрения попал Лодвиков. В послевоенные годы он жил в г. Усинске и работал в СУ-17. На сайтах местных газет удалось разыскать несколько статей о ветеране Великой Отечественной войны летчике-истребителе Аркадии Михайловиче Лодвикове.

советские самолеты в боюВ статьях рассказывается о его боевом пути и ранении, полученном в бою над Малой Землей в апреле 1943 года (из наградного листа мы точно знаем, что описываемые события произошли 17.04.1943). Выбросившийся с парашютом из подбитой зенитным огнем машины, старший сержант Лодвиков приземлится вблизи передовых советских позиций и был спасен десантниками, которые прикрыли его огнем и вытащили с нейтральной полосы.

В ту же ночь Аркадий Михайлович был доставлен катером в госпиталь на большую землю. На этом наша история поиска заканчивается. Но не заканчивается история летчика-истребителя Аркадия Лодвикова.

Не долечившись, он сбежал из госпиталя и снова поднялся в воздух, чтобы громить врага. В очередном воздушном бою 18 сентября 1943 года он снова был сбит. На этот раз ему не повезло: с сильными ожогами лица и обеих рук он попал в плен. Сначала его допрашивали в гестапо в Мелитополе, а позже отправили в лагерь военнопленных в Кривой Рог, где Аркадию наконец оказали медицинскую помощь. К тому времени раны на руках уже начали загнивать, но благодаря усилиям врачей из числа пленных распространение инфекции удалось остановить. Там же в лагере Лодвиков встретил своего сослуживца капитана Машенкина. Вместе с ним и еще одним пленным летчиком Панажченко 23.10.1943 года они совершили побег, но были схвачены немцами.

После этого Аркадия Михайловича перевели в лагерь Славута. 04 января 1944 года с группой красноармейцев он снова совершил побег. Через местных жителей им удалось связаться с партизанами. Так старший сержант Лодвиков стал вторым номером пулеметного расчета в партизанском отряде им. Ленина. Но долго партизанить ему не пришлось, уже 15 января Лодвиков был переправлен в штаб 1-го Украинского фронта и после проверки в феврале 1944 года вернулся в родной 611 ИАП, который к тому времени был переименован в 611-й Перемышльский истребительный авиаполк.

Появление его в полку было как гром среди ясного неба. Все помнили стройного, русоволосого, симпатичного Аркадия. Сейчас же стоял человек с обгоревшей, покрытой буграми кожей. Весть о появлении Лодвикова облетела полк, сбежались почти все – вернулся человек, которого уже дважды хоронили!

Шло время, уже лейтенант Лодвиков увеличил свой личный счет побед до пяти сбитых самолетов противника. К имевшимся орденам Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени в сентябре 1944 года он добавил еще один орден Красного Знамени.

Победный май 1945-го Аркадий Михайлович встретил в австрийском городе Мюнхендорфе. Вскоре после Победы Лодвиков, как и многие другие, был уволен в запас. В гражданской жизни Аркадий Михайлович до 80-х годов работал на предприятии СУ-17 города Усинск Республики Коми, потом вернулся жить на свою малую родину в Татарстан. На этом его следы теряются, но наше расследование продолжается. Возможно, скоро мы сможем рассказать внукам Аркадия Михайловича о его боевом пути и передать в подарок на долгую память один из фрагментов его первой боевой машины — «чайки», сбитой в бою над Малой Землей».

поисковики работаютПоисковики частенько говорят: «Про нашу работу вспоминают два раза в год — на День Победы и День освобождения города. А так — никому ничего не надо». А работа идет из года в год. И не из-под палки, потому что никто не может заставить взрослых мужиков проводить все свободное время с лопатой в полевых условиях или лабиринтах военных архивов. Для тех, кому все-таки надо знать нашу историю, есть сайт организации «Кубанский плацдарм», а там – интерактивная карта (такая сделана впервые в России), где указано и место падения сбитой «чайки».