Геннадий Константинович Попов выбрал для себя непростой и крайне редкий вид ремесла по нашим временам – гончарное дело. В его профессиональном багаже богатый опыт советской школы, реставрационные работы, оформление курортов Краснодарского края и, конечно же, коммерческие заказы. Выгодно ли вертеть гончарный круг и что приносит прибыль — об этом наш разговор с мастером.

— После школы я учился в техникуме в Новороссийске, — вспоминает Геннадий, — тогда за одним столом со мной сидел Дорофеев Игорь. И он все время рисовал. Мне так интересно стало, спрашиваю: можно как-то приобщиться? Так я пошел в вечернюю художественную школу для рабочей молодежи. Это был 1972 год. А уже после армии я поступил на худграф, который окончил в 1982-м. Работал педагогом в художественной школе в Геленджике. Но платили совсем немного. И тянуло к чему-то более техническому, к дизайну, к осуществлению проектов…

Стал искать глины. Сначала соорудил маленькую печурку в гараже и экспериментировал, одновременно работал в реставрационных мастерских на дачах Короленко, где и черепицу восстанавливали. Тогда я начал работать с большими печками. И то, что мы там делали, показали курортному управлению. Нами заинтересовались, взяли работать в керамике, оформлять пансионаты. Делали мы садово-парковые скульптуры. А когда все развалилось, работали в кооперативе, тогда денег еще по инерции выделялось много. Когда уже и профсоюзы развалились, то стало совсем худо, делали в основном горшки.

А сейчас гончар переключился на переносные тандыры, которые пользуются огромной популярностью, — это небольшие глиняные печки для приготовления мяса по типу шашлыка, но можно и другие блюда в них готовить.

— К тандырам я пришел через заказ. Появился клиент, и я стал изучать эту тему. Посмотрел, что продавалось в магазинах тогда, но конструкция мне не понравилась – не очень рациональная была: шампура полностью погружались в печь и нагревались. Я доработал крышку, чтобы ручки шампура оставались снаружи. Усовершенствовал зольник и приделал колосники. И каждый тандыр, конечно, стараюсь делать индивидуальный. У каждого свой характер, своя тема. Всегда появляется что-то новое, дорабатываю конструкцию, все приходит с опытом.

На каждый тандыр уходит месяц кропотливой ручной работы. Сейчас такие изделия стоят примерно 30-40 тысяч в зависимости от размера. 40% суммы уходит на материалы, электричество и т.д.

— Ну, вот и считайте доход, — смеется мастер, — я говорю, что прибыли хватает только «на унитаз». Поэтому приходится искать и дополнительный заработок.

Для изготовления мелкой керамики Геннадий использует местную глину, которую добывает сам в Адербиевке и Грушевой балке. На производство тандыров она не годится, подходящее сырье приходится покупать в Краснодаре, но для цвета и снижения температуры запекания надо добавить местной красной глины. В семейном бизнесе помогают Геннадию супруга и сын, они тоже занимаются керамикой. Дочь и зять выбрали другое направление – занимаются стеклом.

Мастеров гончарного искусства у нас в крае можно пересчитать по пальцам, во всяком случае, тех, кто себя зарекомендовал. И все делают упор на то, что можно продать.

—  Геннадий, а есть у кубанских мастеров свой стиль, по которому можно понять, что это наша школа?

— Хотелось бы, чтобы такое было. Но сейчас художественный стиль диктует заказчик. Раньше были какие-то выставки, куда съезжались мастера,  обменивались опытом, искусствоведы оценивали наши изделия. А сейчас… На организацию таких мероприятий нужен капитал. И кто чем занимается у себя в мастерской, очень трудно отследить.

Гончарных дел мастеру из Кабардинки поступают разные заказы – это и садовые скульптуры, и оригинальные кормушки для птиц, и те же тандыры, и кокошники над входными воротами, которые популярны в центральной России. План работы расписан на несколько месяцев вперед.

Текст и фото: Павел Ларькин.