Гурам Бедоев первым в Новороссийске занялся кофейным бизнесом. В последние годы его примеру последовали многие, купили мобильные кофейни, а дело пошло не у всех. Теперь ходят разговоры, что прибыли нет даже на пляжах в разгар сезона. Выгодно ли заниматься кофе, как строить такой бизнес и что в нем главное?

— В 2011 году мы начали с эспрессо-баров. Первый открыли в бизнес-центре «Черноморский», он работает до сих пор, затем еще три в аналогичных помещениях и пятый в «Красной площади», — рассказал историю своей кофейной сети Гурам Бедоев. — Зимой 2012 я поставил перед собой цель: сделать так, чтобы по набережной все ходили со стаканчиками кофе. Стал искать подходящий формат. Мобильные кофейни лучше всего подходили для решения этой задачи. Мы купили семь кофеен на колесах, построили логистику, получили официальное разрешение на торговлю и стали работать даже по ночам. Я знал, сколько у меня примерно времени на то, чтобы оставаться одному в этом секторе. Три года мы эффективно работали, финансовые показатели были высокими. За 2014 год мы сделали выручку 16 миллионов рублей. В 2016 году бизнес был продан.

— Предприниматели так и говорят: Бедоев не зря продал свои машины, они стали невыгодны, потому что конкуренция обострилась, открылось много заведений, где можно в любое время суток выпить кофейку…

— Понимаю эту точку зрения, хотя она субъективная и примитивная. Дело не в том, что кофейни стали невыгодны. Я общаюсь с человеком, который их купил, они до сих пор прибыльны. Дело в другом: я искал формат, который работал бы долго, качественно и стал брендом. В 2015 году я понял, что сделал большую ошибку — не зарегистрировал бренд Coffee Time. Что оставалось делать? Или ребрtндинг, или что-то новое. Выбрали второй вариант. Поэтому продали мобильные кофейни и стали искать что-то другое. Поехали в Европу и другие страны смотреть, что там люди придумали, какие форматы работают десятилетиями. В итоге появилась сеть «Bedoev coffee» с принципиально новым подходом к бизнесу. Эспрессо-бар можно открыть за 350 тысяч рублей, а мы в «Гудзоне» поставили оборудование за 11 тысяч евро — технологически передовое. Но в итоге созрел еще один миф: дорогая кофе-машина — это или вранье, или понты.

— А на самом деле? В чем смысл?

— Проще объяснить по аналогии с питанием. Не так давно люди начали разбираться, что есть и не есть, что такое здоровая еда. Тут же появилась индустрия правильного питания, лет 5-7 она развивается хорошими темпами. Пройдет немного времени, и такое же отношение будет к напиткам. И только заговорят о правильно приготовленном кофе — а мы уже это делаем!

— Но цены у вас остались на том же уровне. Почему не подняли?

— Да, цены у нас действительно низкие. Наша задача научиться зарабатывать на объеме.

— Чтобы увеличить объемы, надо открывать точки в торговых центрах, а там аренда высокая.

— Хороший бизнес должен платить хорошую аренду. Если не можешь, значит, плохо работаешь.

— Почему ты постоянно говоришь «мы начали», «мы продали»..? Кто «мы» – партнеры, родственники, одноклассники?

— Просто не «якаю». Говорю «мы», потому что есть команда.

—  А почему, собственно, кофе? Вот так сразу нашел свое дело? Наверняка были и другие попытки заработать деньги.

— Мой самый первый бизнес — прокат велосипедов в парке Фрунзе, это было 9 лет назад. Я купил десять велосипедов по 10 тысяч рублей в «Высшей лиге». Месяц я просто мерз, грелся подтягиваниями на турнике, но день за днем заявлял о своем присутствии. А потом дело пошло. Тогда велосипеды марки «Мерида» считались очень крутыми, всем хотелось на них покататься, и я даже не стал название закрывать наклейкой «прокат». Все закончилось тем, что к концу лета у меня постепенно угнали эти велосипеды. Почти все. Но свою прибыль я на них уже заработал. В принципе неважно, каким бизнесом занимаешься, главное — как. Если бы я занялся ритуальными услугами, то точно так же вдумчиво и уважительно относился бы к делу.

— Как ты оцениваешь состояние кофейного бизнеса на сегодняшний день? На что надеяться людям, которые платят 30-50 тысяч за аренду места на пляже и снимают кассу по 2-3 тысячи в день? В чем проблема? В большой конкуренции?

— Кофейный бизнес в Новороссийске переживает скорее деградацию, чем подъем — нет развития, ничего не меняется. Причина не в отсутствии спроса, потому что на интересный товар спрос есть всегда. Если говорить о формате мобильных кофеен, то коротко скажу так: изменилось поведение потребителей. Да, рынок насыщен, но конкуренции нет. Вот когда у каждой кофейни будет изюминка, когда предприниматели начнут придумывать что-то свое, тогда будет настоящая конкуренция.

Текст: Ирина Писарева.