В поселке Кабардинка 27 августа красиво и восторженно открылся частный театр на 150 зрителей. Последний раз такое событие зафиксировано российской историей в 1914 году, тогда был создан театр Таирова. Теперь это сделал Александр Алексеев – творец «Старого парка», скульптор, журналист и писатель.

   Мир еще спит, когда он отправляется в свою мастерскую. В это время вокруг не летают чужие мысли, не тревожат телефонные звонки. Зато лихорадочно работает мозг, включаются чувства, руки точно знают, что делать. Так начинается каждый день Александра Алексеева, созидателя и даже провидца.

Кто хоть раз бывал в созданном им «Старом парке», обязательно сюда вернется. Парк – это не застывшее пространство, он постоянно меняется. Каждый уголок наполняется новой жизнью, и новые персонажи рассказывают свои истории. «Старый парк» – это диалог культур. Это «Божественная комедия» Данте и тайна египетских сфинксов, утонченная культура Востока и прагматичность кубанского казачества. Алексеев создал универсальный комбинат культуры. С одной стороны, мир нескончаемого праздника, удовольствия от созерцания прекрасного, с другой – высочайшая просветительская деятельность. Алексеев не просто создает парковые объекты. За каждой воплощенной идеей – изучение истории, быта, костюма, политического обустройства эпохи. А затем поиск по всему миру мебели, утвари, культурных ценностей. В его коллекциях нет случайных предметов.

— Со временем начинаешь мыслить стратегически и все чаще задавать себе вопрос: зачем мне это? — говорит он. — Каждое приобретение должно иметь место, а главное – смысл. Я не коллекционер. Скорее, собиратель смыслов.

  Так появился Дом Кавказа. По значимости он уже перерос себя. Простые люди, понимая ценность создаваемого Алексеевым объекта, несли ему семейное оружие и одежду, бытовые предметы своих предков и женские украшения. Музейные работники разводят руками: в Доме Кавказа собраны ценности, равных которым немного даже в государственных хранилищах.

  Вот галерея – святая святых Алексеева. Здесь собрано то, что он особенно любит. На его вкусы не могут повлиять искусствоведы, в Алексееве живет собственный цензор. И только время покажет, насколько верно его внутреннее чутье.

  Многие из новороссийцев бывали в «Старом парке», но античного театра еще не видали. Мне посчастливилось бывать здесь на разных этапах его строительства. Несмотря на безумную загруженность, Алексеев всегда находит время для друзей, к коим я осмелюсь причислить и себя. Как-то позвал посмотреть на нечто новенькое. Быстрым шагом повел меня в мастерскую, на задний двор. Замираю в изумлении. Изучив скульптуру Древней Греции, он создал собственные образы. Его боги топчут землю. Вот двуликий актер, сущность которого не скрыть никакой маской, утомленная солнцем и любовью вакханка, горожанин, спешащий по делам. Больше года из ночи в ночь он создавал эти образы. Камень послушно выполнял все его прихоти. 24 образа. В каждом порок или достоинство.

Следующий раз я побывала уже внутри театра. Ко мне приехал в гости приятель – профессор Сергей Сапожников. Я потащила его в «Старый парк», желая доказать, что и мы здесь, на периферии, тоже имеем своих гениев. Сергей, как нормальный занудный ученый, вникал в марки стали витиеватых ограждений, сдержанно высказывал одобрение по поводу архитектурных решений, придирчиво рассматривал артефакты. Наконец, пришло время театра. Миниатюрное пространство сцены венчается огромным стеклянным куполом. Перед нами зал, раскрытый веером. Звук растекается и замирает, растворяясь в стенах, покрытых ракушечником. Так строили века назад.

— Математическое эстетство. Золотое сечение, – констатирует профессор. – Божественная пропорция. Браво!

  Когда стоишь на этой сцене, ощущение странное: получается, что публика над тобой, она главная. 

Саша, а зачем тебе все это? Ты вкладываешь все свои деньги, влезаешь в долги, вся семья вкалывает на этот проект. Я думала, что театр – рубеж. Отдохнешь, займешься литературой, допишешь начатую книгу, а ты уже носишься с новыми идеями. Ты никогда не отдыхаешь, никуда не ездишь. Ты заложил себя этому Парку и служишь ему.

— Знаешь, почему я не смотрю телевизор? В какой-то момент понял, что он забирает у меня силы, высасывает мозг. Повлиять на события в мире я не могу, так зачем тратить время на то, что изменить не в состоянии? Я полностью отдал себя тому, что могу делать. Я уверен, что создаваемое мною пространство способно повлиять на будущее. Глубокий кризис в культуре на фоне мощи и скорости развития технологий ведет к серьезному кризису. Стирается историческая память, субкультура становится нормой восприятия мира. Низкий культурный уровень обязательно приведет к драке, об этом говорит вся мировая история. Все имеет глубинный смысл, который обращен к каждому человеку индивидуально, к его конкретной проблеме, а проблема находится в нем самом: «Все из тебя истекает». Понять это может только культурный человек. Человек с низкой культурой всегда будет требовать. Почему-то считается, что государство нам обязано, что глава города что-то должен. А я доказываю, что твоя территория, огороженная забором, не заканчивается этим забором. Она продолжается по улице, выходит в село, в город. И ты за нее отвечаешь. Я, например, одинаково трачу деньги на благоустройство парка и за его пределами. Кладем на улице тротуарную плитку, ставим фонарные столбы, поддерживаем чистоту, чтобы человек издалека видел, как меняется атмосфера, чтобы готов был соприкоснуться с искусством.
    Наш культурный центр, коим и является «Старый парк», вмещает несколько объектов, которые сами по себе, по отдельности, не рентабельны. Но, находясь в культурном центре, эти нерентабельные объекты вдруг становятся рентабельными. И они позволяют развиваться дальше, помогать тем же художникам, даже вдове художника начислять пенсию. Именно это мы и доказываем последние десять лет. И вот теперь свой опыт по строительству, содержанию, развитию подобных культурных центров мы хотим распространить по другим территориям. Они там нужны как воздух. Свой культурный центр должен быть в каждом городе и в каждом селе, — уверяет Алексеев. — Везде есть скверы, парки, которые практически заброшены, либо нет финансирования, либо невыгодно ими заниматься. А ведь вокруг живут люди, которые не знают, где собраться. И есть люди, которые знают историю своей малой родины, хотят о ней рассказать, но им негде это сделать. Мне нетрудно собрать коллектив, который работал бы в этом культурном центре, нужно только все наладить. Ну и, конечно, поддержка администрации, ее понимание играет большую роль.

Людмила Шалагина.
Источник: Газета «СОВА ПЛЮС»