Вчера, 22 сентября, открылась Новороссийская биеннале, которая в этом году обрела международный статус. Проект широко рекламировался с начала года, и многие горожане за это время узнали, чем отличается просто выставка произведений искусства от биеннале, а творческие люди получили отличную возможность показать, на что они способны. Тема «Дом» и современное искусство нашли друг друга в «Ангаре» на Мысхакском шоссе.

 Масштаб биеннале, ее уровень и ценность для мирового искусства будут оценивать профессионалы. «Ангар» вчера открыл двери всего на три часа – зато бесплатно! — и сегодня можно говорить лишь о первых впечатлениях от события. Они весьма противоречивы. В сети есть, например, такие наблюдения: «Меня удивило, что очень много людей шло и ехало на выставку. Я не ожидала, что в будний день, да еще в 16.00, будет столько. Позже, из разговоров, я поняла, что людей заставили(!) идти туда (от предприятия) и отчитываться о том, что они посетили выставку. Было немало пожилых, которые с трудом доходили до места (от остановки очень далеко идти пешком)». Конечно же, не обошли вниманием и «конские» – и не только по аналогии с одним из главных экспонатов выставки – цены: люди сетуют, что бесплатно можно было увидеть произведения искусства лишь в день открытия, а в последующие дни стоимость билета для взрослого человека будет 500 рублей, для Новороссийска сумма, в общем-то, немаленькая. Кто-то пытался объяснить ценовую политику: мол, мероприятие частное, цену сформировали исходя из затрат. В целом те новороссийцы, кто близок к культуре и искусству, считают открытие арт-центра знаменательным событием и даже прорывом. Но есть и совсем уж категоричное неприятие: «Пустая затея. Если уж краснодарский «Ангар» прогорел, в Новороссийске проведут одну биеннале, и на этом все кончится. Неудачно и место проведения, и концепция, так называемое современное искусство, которое вообще искусством не является, – так, смесь эпатажа и бредовых фантазий авторов. 99,9% людей это псевдоискусство не понимают и не воспринимают»…

Прекрасно понимая, что новороссийская богема может быть необъективна, комплиментарна или завистлива, а зритель попросту «не въехал», мы приводим мнения сведущих гостей.

 Анастасия Бочкарь, режиссер мультиязычного театра в Краснодаре, сказала так:

— Для Новороссийска это однозначно большое культурное событие. Но я считаю, что посещать его лучше подготовленному зрителю, имеющему представление об идее, концепции проекта, и вообще заинтересованному человеку в этой области. Иначе замысел авторов может просто ускользнуть. На меня произвели впечатление инсталляции новороссийской студии «Архитектон». Если хоть одна из них будет реализована, то это будет только плюс городу. Несколько работ новороссийских художников удерживали возле себя, хотелось разглядывать и вникать, боюсь перепутать фамилии, поэтому не буду называть. Большим минусом я считаю место, выбранное для биеннале, — далеко от остановок общественного транспорта. Люди очень должны хотеть туда добраться, прямо мечтать посетить ее, чтобы одолеть весь путь к «Ангару». Наверное, это был самый экономный вариант размещения биеннале, мы же все понимаем. Но – не лучшее место для международного проекта.

Любовь Фартушная создает авторские вещи из кожи, приехала из Краснодара специально на открытие Новороссийской биеннале. Ее оценка:

— Выставка атмосферная, интересная. Сами работы впечатляют – классные, я бы сказала. Но организация портит общее впечатление. Мы люди искушенные, на крупных выставках бываем постоянно, имеем возможность сравнивать, и ожидали другого приема. Если широко и громко призывали гостей на открытие биеннале, то это открытие должно состоять не только в открытии дверей. Ни фурора, ни фуршета, ни тусовки, ради которой творческие люди не прочь ехать из одного города в другой. Чтобы понять, чья работа передо мной и ради какой мысли человек старался, мне приходилось куда-то заглядывать, искать таблички, пояснения, и все равно многие впечатления остались в виде вопросов. Публика оказалась брошена, никто ею не занимался —  многие посетители пришли, потоптались и ушли. А я — человек, уважающий мероприятия и любящий внимание к себе. Поэтому была крайне разочарована. По такому огромному пространству с разными концептуальными секторами посетителей должны сопровождать групповоды, посвящать их в замыслы и вовлекать в идеи. Но кураторы выставки бросили нас на произвол впечатлений. Я приехала с компанией друзей (один из них тоже участвовал в биеннале) и очень обиделась за художника Павла Николаева — одна его картина стояла на полу. Если не хватило места, лучше бы вообще не выставляли.

После открытия биеннале арт-центр «Ангар» взял тайм-аут до 28 сентября — с этого дня выставка будет работать до 30 октября с 14 до 20 часов, кроме понедельника и вторника. Стоимость билетов: 300 рублей для посетителей 16-18 лет, 500 рублей для всех совершеннолетних. У организаторов есть несколько дней, чтобы учесть замечания недовольных и в лучшем виде преподнести проект.