Художник Катерина Верба собирает материалы о новороссийском неформальном искусстве минувших лет — фото, документы, письма и воспоминания участников былой творческой тусовки. А началось все с итоговой выставки Краснодарского института современного искусства – неформального, но очень рейтингового в стране учебного заведения. Выпускники курса «Искусство быстрого реагирования», в том числе и Катерина, исследовали культурные сообщества.

ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО?

Идею ей подсказал участник арт-группировки «ЗИП» Степан Субботин. Именно «ЗИПы» сегодня являются одними из самых востребованных современных художников страны, они стали в Краснодаре создателями Центра современного искусства «Типография» и КИСИ – первого в нашем регионе учебного заведения, где изучают современное искусство. Катерина задалась целью исследовать творческое пространство, существовавшее в Новороссийске до нас: как жило это «неофициальное» сообщество, как люди этой среды взаимодействовали друг с другом, как заряжались новыми идеями и образами. Это захватило. В результате получилась работа «Связанные Новороссийском художники». 

Катя не ограничилась изучением официальных источников, да их в городе практически и нет. Выяснилось, что эту сторону жизни нашего провинциального города никто не изучал, не систематизировал, об этом нечего почитать. Новороссийская художественная школа – в самом широком смысле этого слова, от легендарного Василия Тевторадзе, начавшего художественное обучение в послевоенном городе, до «Синтеза» и новороссийской группы в «Новых художниках», пока не получила своего биографа и признания как ЯВЛЕНИЯ. Она есть только в скромных газетных заметках, в неразобранных фотографиях и не дождавшихся печати пленках, в памяти необыкновенных людей, готовых своим прогрессивным прошлым делиться.

— При этом практически все, с кем я общалась, говорили: кому это надо? Кому это интересно? — говорит Катя. — А мне интересно, и странно, что изучением этого культурного пласта никто не занимался всерьез. Эту работу стоило проделать хотя бы для того, чтобы ближе пообщаться с теми, кого я знаю, познакомиться с теми, кого выдавил Новороссийск и родная страна. Я спрашивала Геннадия Александрова, который давно переехал жить в Чехию: «Почему?» Он говорит: «Не мог смотреть на бабушек, которые стоят у прилавков, а денег у них нет ни на что». Мы с ним друзья в Фейсбуке, он постоянно до сих пор выкладывает все о России, до сих пор ею болеет.

Владимир Сердюк показал работы из своей частной коллекции, как сейчас принято говорить. Там есть одна небольшая графическая работа Александрова – масса чего-то неприятного и у нее в руках деньги. Смотри, говорит, что человек в 89-м году сделал про олигархов. Ничего с тех пор не изменилось. 

МЫ ЗАНОВО ОТКРЫВАЕМ АМЕРИКУ

Творческие люди Новороссийска, объединившиеся вокруг художки, в 70-80-е вытворяли, в самом лучшем смысле этого слова, такое!

Через год после смерти Высоцкого в художке устроили выставку его памяти. Зал был на ремонте — облезлые стены, стремянки… Выставку и вечер памяти провели прямо там, покрасив строительные леса в чёрный цвет и соорудив огромные струны из шнуров. Обстановка добавила чувства потери и неустроенности без этого человека. А им сказали: «Почему Высоцкий? Нет других? Вождей, например».

И тогда они сделали про Сталина. Среди прочих экспонатов разместили 9 повесток о реабилитации репрессированных. «Вот видите, как их мало было!» — попеняли им. На следующий год таких повесток на выставке была почти сотня. А на выставке ко дню рождения Сталина власти запретили несколько картин. Картины убрали. На стенах оставили только пустые рамы и подписи. И всем, кто приходил на выставку, сразу было все-все понятно.

В начале 70-х в городе появился «Синтез», который создали воспитанники художки. Группа «синтезеров» первого состава просуществовала до 1988 года. Их творчеству, в том числе, посвящен альбом живописи и фотографий «Sintez biotronic art», вышедший в Москве на английском языке в серии «Великие художники нашего времени».

— Я общалась с модельером Верой Проневской, — продолжает Катерина. — Они с синтезерами, оказывается, еще тогда делали такие видео-арты! Необыкновенные коллажи. В подвале художки с Сергеем Коваленко сделали выставку-перфоманс. Неоновыми красками – я даже не знала, что в конце 70-х были неоновые краски – расписали подвал, у них там летали головы светящиеся… А мы тут со своими натюрмортами… Я не могу понять и многих об этом спрашиваю: почему мы так сильно остановились в развитии искусства? Мы заново открываем Америку, не зная, что делали люди до нас. Яблочко нарисовали — ах, какие мы молодцы! Проневская сказала мне такую мысль: «Над нами тогда висел режим, а над вами – коммерциализация».

Много всего интересного мне рассказал Лагашев, массу фотографий показывал. Я включила в свою работу фотоклуб «Эхо», потому что все тогда были в одной тусовке – фотографы и художники. Все друг на друга влияли. И «Эхо» изначально организовывалось как экспериментальное художественное объединение. Первыми их работами были инсталляции, я, правда, не нашла этому подтверждения. Синтезеры, говорят, тоже участвовали в их выставках. Сейчас, считает Лагашев, многое в творческих объединениях стало формальным. Мы сами виноваты, говорит он, потеряли поколение, которое надо было воспитывать. У молодых людей, выросших  в соцсетях, искажается личное мировоззрение, восприятие самих себя. Человек нарисовал какой-нибудь дурацкий цветочек — тут же опубликовал его. Все полайкали, и он думает: как классно! А это его друзья одобрили, которые вообще ничего не понимают. Критерии отбора были в 80-е, а сейчас… Из-за соцсетей у многих с головой что-то случилось.

БАНАНАН ОБЕЩАЛ ПОМОЧЬ

— Я собирала материал, и факты цеплялись друг за друга. Про «Новых художников» и новороссийцев в этом культовом объединении я сначала ничего не могла найти в городе, никто о них не знал, никаких зацепок. Потом выяснилось, что в одном классе с Сергеем Бугаевым (знаменитый мальчик Бананан в фильме «Асса») и остальными новороссийцами, кто был в этой питерской группе, учился Александр  Кампер. Они все 66-го года рождения. Кампер мне рассказал, что в 8-м классе Бугаев уехал из Новороссийска в Питер, начал там тусить, познакомился с Тимуром Новиковым, потом к нему приехали ребята из его класса. И стали новороссийской группой, которая вошла в состав «Новых художников». Кампер нашел телефон Бугаева, он сейчас в Питере такая персона, оказывается. Я начинаю звонить, писать, пока он не вышел на связь. В итоге мы поговорили по телефону, и он сказал: «Да, я себя чувствую новороссийцем. У меня вообще менталитет человека из Новороссийска. И если в Новороссийске будет создаваться музей современного искусства, то мы готовы привезти много материалов, помочь».

Кстати, он постоянно приезжает к маме, она по-прежнему живет в Дюрсо. Туда в свое время он привозил Цоя, Бориса Гребенщикова. Гребенщиков там написал один из своих альбомов – это я узнала из рукописи журналиста Евгения Лапина, который составляет энциклопедию творческих людей Новороссийска. Бугаев спросил, буду ли я продолжать исследования. Я сказала «да». Тогда он пообещал привезти бумажные носители и общаться.

А ведь я ничего об этих новороссийцах раньше не знала, хотя была студенткой худграфа! Эту историю нужно знать обязательно, чтобы понимать: не те у нас лучшие, кто активно пиарятся и рассказывают о своём участии в международных выставках, забывая упомянуть, что они коммерческие, платные. Сейчас появились выставки весьма сомнительные, я вообще чуть не упала, прочитав объявление: «Приходите на выставку, будет розыгрыш золотого браслета». Человек должен идти за искусством, а не за браслетом. Хотя кому нужно искусство? Откройте ленту Инстаграм – там попки и еда. Что интересует людей? Все понятно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Выставка в краснодарском центре современного искусства «Типография»  уже закончилась. 

  • Но источники информации еще остались, — говорит Катя. — И, надеюсь, появятся новые. Когда материала наберется больше, хочу оформить все в виде брошюры. Чтобы она не продавалась, а раздавалась всем, кому это важно и интересно. Я ищу новые источники информации. Если есть очевидцы разных событий, происходивших в художественной среде нашего города, пишите на почту milo-kashka@mail.ru

Источник: газета «СОВА плюс»