В Международный Олимпийский день (23 июня) в Bla Bla café прошла встреча с Алексеем Рубежным – участником массовых забегов не только в нашей стране, но и за границей. Он поделился редким опытом, приобретенным в  песчаном сверхмарафоне в Марокко.

Алексей родился и вырос в нашем городе, сейчас живет в Москве и Рязани, работает председателем правления «Живаго-банка» и много времени посвящает спорту. Трижды участвовал во всемирных соревнованиях по триатлону Ironman. Преодолел десять марафонов, в том числе Байкальский ледовый (!), лучший результат Алексея на дистанции 42 км – 3 часа 25 минут на марафоне в Нью-Йорке. Трейл «Гром» Анапа – Сукко – Абрау-Дюрсо (37 км по горам) в прошлом году пробежал за 4 часа 8 минут. Ну, а на песчаной многодневной гонке в Марокко наш земляк преодолел 237 км, его финишное время 34 часа 42 минуты. Вот это собеседник! Как продержаться в пустыне при ограниченных запасах воды почти неделю, шаг за шагом штурмуя дюны, камни и горы, а также о многом другом Алексей в ярких деталях рассказал новороссийским бегунам.

Песчаная гонка Marathon des Sables была в апреле 2017 года и стала 32-й по счету, в ней приняли участие 1167 бегунов 17-70 лет (из них 233 женщины) из 50 стран мира. Слот на участие стоил около 3 тысяч евро, с перелетом – 3,5 тысячи. При этом количество слотов лимитировано для всех стран, кроме России – наших марафонцев на этом забеге и так мало. Конечно же, каждый потенциальный участник подвергается полному медицинскому обследованию; к слову, Алексей проходит медкомиссию каждый год – справки на всех марафонах обязательны. В Марокко бегунов доставляют 8 самолетов: 4 из Парижа, по 2 – из Лондона и Штатов. Затем на 40 автобусах привозят в старт-городок, где низко над землей кружат три вертолета, создавая песчаные бури для пущего эффекта. В периметре забега специально построен мусоросжигающий завод, но об отходах поговорим ниже. Специфика марафона такова, что он многодневный и проходит в 6 этапов, один из которых благотворительный, средства перечисляются на развитие спорта в Марокко, остальные этапы идут спортсменам в зачет.  Обычная дистанция гонки в песках – 250 км, в этом году ее чуть сократили, однако добавили высоты, явно не облегчив участь спортсменов: общий набор оказался около 5 тысяч метров.

Этапы — это отрезки длиной 29, 40, 30, 86 (самый длинный и самый интересный отрезок, на который отводилось контрольное время 36 часов, Алексею же удалось финишировать за 15) и 42 км (последние 8 – благотворительные). Говоря о багаже, Алексей заострил наше внимание на весе рюкзака (на старте он должен быть как минимум 6,5 кг) и его содержимом — дал все это повертеть в руках, рассмотреть и кое-что даже попробовать. Обязательно должен быть спальный мешок – тонкий, но теплый; ядоотсосник (к счастью, нашему герою этот шприцеобразный предмет не пригодился); компас; зеркало для подачи сигналов; огниво (да, оно еще существует! вещь важная и полезная, но для добычи огня пользовались преимущественно зажигалками); булавки (оказались нужны только для крепления стартового номера); и конечно же еда из расчета не менее 2 тысяч килокалорий на каждый день. Прикинув, что обычно употребляет 3,5-4 тысячи ккал в день, Алексей еды взял с приличным запасом, и провианта в его рюкзаке оказалось на 12 кг! В результате после прохождения первого этапа все лишнее он просто раздавал – хоть и своя ноша, но тянет. Тут каждый из нас своей ложкой продегустировал из зип-пакетика настоящую «бегунскую» еду: сублимированные макароны с курицей и грибами, разведенные кипятком. Кстати, очень даже вкусно и натурально. Были еще всякие протеиновые батончики и энергетические гели. А вот у марокканских участников еда состояла наполовину из кус-куса. Также всем марафонцам выдали по 120 солевых таблеток и велели принимать по штуке каждые 2 часа.

Еще один важный пункт – вода. Неудивительно, что в пустыне ее экономят  – на финише каждого этапа выделяли строго 4,5 литра живительной влаги на попить, поесть и помыться. Захотел сэкономить на мытье – на следующий день дико пожалел и потом распределяешь воду грамотно. Если все-таки не хватило, то можно попросить дополнительно бутылку у организаторов – ее дадут, но только за штрафное время (один час), попросил любую медпомощь сложнее обработки мозолей – штраф, нуждаешься в инъекции глюкозы – штраф… Последнее происходит, когда человек ощущает резкий упадок сил, что связано с низким уровнем сахара в крови, тогда и требуется этот укол.

Коснулись мы и с такой деликатной темы, как отходы человеческой жизнедеятельности. Human waste – значится на коричневом пакете (русские участники дали им меткое название – «шоколадные») для естественных отправлений, эти мешки выдавались каждому участнику гонки. Подробно, с картинками, на мешке напечатана инструкция, как надевать его на специальный стул с дыркой и т.д. Использованный пакет снимается с «унитаза», завязывается и выкидывается в мусорный контейнер. Кто-то из наших выдохнул: ну слава богу,  не надо нести «добро» в рюкзаке до финиша этапа! Между прочим, гендерные границы, как пояснил Алексей, в процессе гонки стираются, и в конце уже никто не расходился «до ветру» по принципу «девочки направо, мальчики налево»…

Большинство участников гонки не уберегли свои ноги от мозолей, возможно, они пренебрегли советом организаторов бежать в кроссовках на полтора размера больше, чтобы по утрам проще было засунуть в обувь отекшие конечности. На одном из фото заметно, что пальцы бегунов, а у кого и полностью ступни, заклеены пластырем. Поговорили заодно об износе кроссовок: не факт, что беговую обувь, как утверждают в магазинах, следует менять по истечении пробега 400-500 км. Кроссовки могут прослужить гораздо дольше, например, самые старые кроссовки у Алексея отбегали уже 1200 км и до сих пор он ими пользуется для тренировок на стадионе.

Были в Марокко и забавные моменты – спонтанный танец перед стартом, начатый эстонцем и русскими под хит «Между нами тает лед», пиво «на халяву», веселые финишные майки желтого цвета. Мы задали Алексею кучу умных и не очень вопросов, от «Какую цель вы ставили перед песчаной гонкой? Какие  дальнейшие планы?» до «Сколько дней отъедались?». Он на все отвечал открыто. Цель была – финишировать. После – пришло понимание того, что человек может пробежать сколько угодно километров. А вот надо ли? В планах – поменьше участвовать в длительных стартах, переключиться на относительно короткие дистанции, например, «выжать» 10 км из 40 минут. Уже после первого этапа гонки в песках сам себе казался очень подсушенным, подтянутым и стройным, как кипарис, дальше уже было все равно, и после финиша отъедался чуть ли не месяц. А вообще, как оказалось, бегать начал сравнительно недавно, всего третий сезон, но в детстве, живя на море, занимался плаванием. Почему именно бег? Вероятно, «кризис среднего возраста» (Алексею сейчас 42 года) и хочется самому себе ответить на вопрос «где я среди 40-летних?». Вес у спортсмена стабильно 80 кг, фитнес меняет только пропорции. 

Наше общение длилось часа три, разобрать на молекулы успели все, даже нюансы ледового марафона – тоже крайность, когда на пунктах питания сухофрукты и гели замерзают, а чай предлагают уже остывший. Кто знает, а вдруг кому-то из новороссийских любителей привалит счастье бегать в экстремальных условиях? Спасибо беговому клубу Top Liga Club за организацию встречи с таким земляком!

Елена Нагаева.

Запись встречи. (Сорри за качество, следующий раз будет лучше)