Завтра День защиты детей. На наш взгляд, самая необходимая защита в капиталистических условиях — научить ребенка зарабатывать на жизнь и правильно относиться к деньгам. Но как это сделать?
Сын-семиклассник устроил акцию протеста: не буду летом бесплатно работать в школе. Хочу за деньги. Но за деньги можно только с 14 лет, после получения паспорта и ИНН. Парадокс получается: психологи утверждают, что личность ребенка формируется к 7 годам, а зарабатывать можно только с 14. Откуда взяться предпринимателям? В пять лет сын хотел почистить яблоки, порезать и продавать гостям на нашем семейном празднике. Шепотом в углу еле отговорила — ведь это наши друзья, наши родственники, их надо угощать бескорыстно. В прошлом году объясняла, почему ребенку нельзя купить два гироскутера и сдавать их в аренду на набережной. Сейчас надо убедить его бесплатно таскать книги в школьной библиотеке. Сижу и думаю: а вдруг на этом и закончится его энтузиазм?
Предпринимательская жилка проявляется очень рано, как показывают примеры «бизнеса» новороссийских дошкольников. Одна из подружек возмутилась, когда дочка пришла из садика и объявила, что хочет научиться танцевать, а Сережа (участник конкурсов по бальным танцам) предложил показать ей движения по 10 рублей за каждое. Как потом оказалось, одногруппник «пошутил».
Елена Ласукова, мама 8-летней дочери, поведала такую историю: «Примерно год назад Мария Андреевна моя пришла из садика и заявила, что они с подружкой будут продавать блокнотики на набережной. Даже подобие бизнес-плана составили: мол, купим блокнотики, скажем, по 10 рублей, украсим их картинками из «Майнкрафта» и будем на набережной реализовать их по 20. Дети же любят «Майнкрафт» и будут просить родителей купить блокнотик. Носилась она с этой идеей недели две, говорила, что нужно купить сами блокнотики, новые фломастеры, какие-то переводки, наклейки для иллюстрирования… Цель конечная – на заработанные деньги купить еще больше блокнотиков и так далее, а в итоге на выручку купить нам новую квартиру. Но что-то у них с кооперацией не срослось, и «ООО» распалось».
Елена Левина рассказала, как сын ее знакомого врача (достаточно обеспеченного человека) наплел браслетиков из популярных цветных резиночек и продавал бабушкиным подругам: «Через три дня бизнес попер так, что он привлек младшую сестру как наёмную рабсилу. А стартовало дело из копилки после отказа отца купить новую плей-стейшен. Семья в шоке. Считаю, что за будущее парня можно не переживать».
Наталья Кузнецова вспомнила, как ее ребенок-третьеклассник по секрету сообщил, что одноклассница продавала в школе свои бутерброды, принесенные на перекус. И ведь покупали! Деньги девочка собирала на подарок маме к дню рождения.
Еще одна знакомая поделилась историей о том, как ее младший сын-второклассник продавал изготовленные дома химическим набором квасцы. Причем крашеные кристаллы были дешевле. Парень честно предупреждал, что они ядовитые и есть нельзя. Узнала это мама от учительницы…
Как относятся к таким проявлениям педагоги? Воспитатель подготовительной группы детского сада Нина Александровна считает:
— Если говорить о возрасте 5-6 лет, то это нестандартная ситуация. Чаще всего дело в семье, где ребенок слышит отказ купить очередную игрушку или разговоры о том, что денег мало, денег нет, денег не хватает. Обычно детсадовцы не задумываются в этом возрасте о денежных средствах. Да, могут в группу приносить какие-то купюры, монеты, обмениваются ими или дарят друг другу. Но это не более чем игра, деньги для них не являются ценностью. Если мы имеем в виду младший школьный возраст, 7-8 лет, то тут возможны варианты. Дети становятся старше и хотят не просто игрушки, а дорогостоящие вещи: смартфон, игровую приставку, планшет… Если в ответ слышат «Вырастешь – купишь», тогда пытаются добыть деньги на свою «хотелку», сами как-то заработать. Когда детьми были мы, то некоторые, например, жвачкой заграничной торговали. Хотя сейчас дети более «коммерциализированы», если можно так выразиться, «бизнеса», обмена чего-либо на деньги в младшем школьном возрасте быть все-таки не должно.
А когда надо поощрять предпринимательскую инициативу? И как? Вот что отвечают родители, занимающиеся бизнесом.
Юлия Копач, владелица салона красоты:
— Когда ребенок захочет зарабатывать, тогда и надо поддерживать. Мне было лет 9-10, когда я стала просить родителей дать мне оплачиваемую работу по дому. Отец категорически против, мама доказывала, что я и так обязана выполнять домашние обязанности. Я продолжала их доставать и в 12 лет добилась своего — мне стали придумывать какие-то задания, за которые платили деньги. Параллельно в театре у Кузина за копейки участвовала в промоакциях. В 15 лет устроилась в магазин игрушек, получала 200 рублей в день и заработала себе на новый мобильный телефон. На втором курсе техникума окончила курсы по наращиванию ногтей и стала зарабатывать на жизнь. Моей дочке пять лет, и у нее уже есть интерес к деньгам, хотя нет представления о сумме. Если что-то просит, я не обламываю ее, не говорю, что у мамы нет на это средств, что слишком дорого — не хочу, чтобы в подсознании у нее закладывалось, что деньги достаются непосильным трудом. Просто говорю: нам сегодня важнее вот это, а игрушку мы купим потом. Я не показываю, что зарабатывать деньги трудно, а показываю, что можно и нужно. Когда ребенок проявит такое желание, обязательно помогу найти работу у людей, которым доверяю. Не хочу, чтобы чужой дядя кинул ребенка и нанес моральную травму.
Ольга Ковалева, предприниматель:
— Мы тоже отрабатывали в летние каникулы — во дворе школы №27, где сейчас стоят кубанские фигуры, был огород, с пятого класса под руководством трудовички Марии Тимофеевны мы выращивали картошку, помидоры, кабачки и баклажаны. С 9-го класса уже за деньги помогали совхозу убирать виноград. За 7-10 рублей просто носились с полными ведрами и были счастливы: во-первых, в школу не ходили, во-вторых, на карманные расходы зарабатывали. Потом на виноградниках появились хохлы, и шабашка наша закончилась. Сыну сейчас 13 лет, он хочет работать, уже договорились пристроить его официантом на базу к папе. И мне будет помогать. Все довольны. Что плохого?
Мария Жукова, владелица магазина «Подаркино»:
— Я за то, чтобы дети занимались спортом, бальными танцами и тому подобным. Но все зависит от личности ребенка, кому-то футбол снится, а кому-то полная копилка. У меня есть знакомый семилетний предприниматель Давид, который прошлым летом плел браслеты из резиночек и продавал в палатке дедушки. Цену не гнул — всего 100 рублей, туристы охотно брали. В наш магазинчик часто забегают дети 10-12 лет, просят работу, например, визитки раздавать. Если могу, я даю им заработать. Недавно возле «Макдоналдса» подростки настойчиво предлагали нарциссы. Я не купила. Потому что, во-первых, у меня и дома есть, во-вторых, за дохлый букетик цену заломили нереальную, а в-третьих, явно надергали на чужой клумбе. Такой бизнес поощрять не хочется. Я против того, чтобы платить деньги за учебу и уборку, семейные обязанности — дело коллективное. Но если мой старшенький (8 лет) завтра захочет работать, нам придется что-то придумать. По опыту знаю, что только так можно понять цену деньгам. Чужие тратить легко, а свои — сто раз подумаешь: а стоит ли на всякую ерунду?