В Новороссийск из Уфы приехал бывший режиссер, а ныне чайный мастер ФархатДжа (Гумеров). В наш город он привез не просто чай, а фестиваль «24 часа осознанности», который прошел в Арт Парке.
— Вообще я занимался бизнесом, обычным, рядовым, — рассказал Фархад нашему корреспонденту. — Был директором Гильдии кинорежиссеров. Однажды, лет 20 назад, друг пригласил меня в первую чайную, которая открылась в Москве, этакий «клуб чайной культуры». Я отнекивался и только через полгода нашел время. Вообще чай пью с детства, в Башкирии это общепринятый напиток, обычно сахаром, с лимоном, с молоком. А тут чай налили в маленькие пиалы, мы его очень внимательно пили, следили, как меняется цвет, вкус, аромат. За час, пока мы пили один чай, я начал чувствовать, что люди уже какие-то другие и сам я тоже. Каждую неделю стал ходить в чайный клуб, проводить бизнес-встречи, переговоры, встречаться с друзьями, и это создавало какую-то особую атмосферу, как будто мы в разведку вместе сходили или пуд соли съели. Мы становились искренними друг с другом – это очень ценно. Ну вы представляете: Москва, девяностые годы, свой-чужой, белое-черное, а тут ни того и ни того нет. Я увлекся чайной церемонией и до 2005 года использовал это на работе, в переговорах, и в путешествие брал с собой чай. Чайное действо – это внимательное чаепитие, не просто проглотить, а распробовать. Обычному человеку такие состояния в новинку. Я стал делать чай для других, а потом стал этому еще и учить.
— А как же бизнес режиссерский?
— Я им занимался не ради денег, а скорее для удовлетворения тщеславия. Полгода занимался проектом, потом премьера, овации, зрителям нравится – я получаю удовлетворение. А потом я никому не нужен, не приношу результата — так мне казалось. Вот я и поменял работу. Конечно, дохода меньше, а счастья больше. Когда общаюсь за чаем, создаю эту атмосферу или нахожусь в атмосфере, созданной кем-то, – это несопоставимо с деньгами.
Я предприниматель и из всего могу извлечь прибыль. Первые годы чай использовал для бизнеса, ставил чайные комнаты, сонастраивался с партнерами на общую волну и много денег заработал благодаря такому подходу к бизнесу. Потом перешел на обучение, к чему тянет душа. Денег меньше, но хватает, потому что статус другой и тратить столько не надо. Сейчас мы с женой постоянно путешествуем, проводим интересные проекты, иногда что-то продаем из того, что есть. Основной мой «хлеб» – чайный коучинг, тренинги и семинары. Обучил уже более 1000 человек. За это мне платят от 10 до 15 тысяч рублей, приезжают из разных стран, даже из Америки. Курс проходит 5 дней подряд или 2 дня прямо интенсивно, а потом 3 месяца мы еще дистанционно работаем с человеком. Если группа набирается, то независимо от количества людей беру 15 тысяч.
— И платят за науку просто пить чай?
— У людей гармонизируется жизнь, судя по отзывам на сайте. Уровень счастья у многих уже зашкаливает. Через чайную церемонию проявиться очень легко. Во-первых, это редкое искусство, во-вторых, экзотика, в-третьих, здоровый образ жизни, в-четвертых, это средство торговли и саморазвития.
— Может, какие-то галлюциногенные свойства в чае есть?
— Скорей всего, эти свойства чаю приписывают люди, которые ищут чего-то особенного. Когда я долго голодал, а потом понюхал корочку хлеба у меня было очень интересное состояние. Все зависит от того, насколько человек голоден по определенного рода ощущениям. Есть люди, которых называют «чайные пьяницы», их чай может штырить. У чая есть необычайное свойство – он выполняет намерение. Если люди хотят уснуть, то пьют его на ночь и прекрасно спят. Хотят взбодриться — тоже помогает. Чай издревле считается самым сильным лекарственным растением на Земле и самым духовным растением. По восточной классификации, он бывает белый, желтый, зеленый, сине-зеленый (уулуны), красный и черный. У нас в российском ГОСТе все чаи разделены на две категории. Классификации основаны на том, что чайный лист обрабатывается по-разному, отсюда разная степень ферментации, уровень воздействия, количество витаминов.
— В Новороссийске уже есть ученики?
— Нет. Первый раз проезжали в сентябре и заходили к Фабрии, здесь есть такое чайное место. Здоровый образ жизни вытесняет вредные привычки, и молодежь тянется к новой моде. Во многих городах теперь открываются чайные, создается флёр единства, общности с людьми, праздничности, которой людям не хватает.
— А что за проект «24 часа осознанности»?
— Некоммерческий образовательный фестиваль, на котором не нужно ни за что платить, можно даже получить какой-то импульс к действию, за один день выяснить для себя, что в данный момент ближе, к чему человека тянет и что может получиться.
Павел Ларькин.
Фото автора.