Родители троечников, а их в каждом классе большинство, даже не представляют, как сложно будет «пропихнуть» ребенка в 10-й класс.

 Моя соседка, мать троих детей, со второй четверти учебного года начала «бить в набат». При каждой встрече я выслушивала тираду о том, что погублено будущее ее дочки Леночки. Что ее не возьмут в 10-й класс, если будет хоть одна тройка, и ни о каком медицинском институте речи быть не может. А если после 9-го класса она пойдет в медучилище, а потом в институт, то быть ей нищей старой девой, так как учиться она будет до 30 лет, а более-менее зарабатывать – под 40. В общем, будущее ребенка весьма печально.

 Постоянно «всплывали» новые подробности. Директор школы провела собрание, на котором объяснила, что будет два профильных десятых класса, один из которых биологический (как раз то, что нужно Леночке). Оптимизм сменялся полным разочарованием – биологического класса не будет, а вместо двух десятых сформируют один. Якобы школа переполнена и два десятых класса не потянет. Шансы имеют только отличники, хорошисты и призеры олимпиад. Леночка учится неплохо, но классный руководитель уже предложила поискать место в другой школе.

 Соседка начала бегать по всем школам города, пытаясь «подстелить соломку» – заручиться возможностью перевода. Надежда была на открытие в 13 микрорайоне новой школы на 1 100 мест, но из управления образования пришел ответ: «На сегодняшний день готовность объекта составляет 80%. Срок завершения работ планируется на сентябрь 2018 года. До января 2019-го школу будут оснащать учебным оборудованием. Конкретные сроки эксплуатации еще не установлены. По мере сдачи школы начнется комплектование учащихся. Прежде всего, это будут учащиеся, которые проживают недалеко…»

 На глазах менялась и Леночка – очень похудела и из веселого общительного ребенка превратилась в озабоченную старушку. Бегала от репетитора к репетитору, вообще перестала появляться во дворе, допоздна сидела за учебниками.

— Мы в соседнюю школу решили отдать документы. Пришли утром, а там уже куча людей. Родители не пускают «чужих», кричат, что их дети с первого класса здесь учатся, а из-за таких, как мы, они теряют шанс попасть в 10-й класс. Пока вопрос с их детьми не решится, они посторонних на порог не пустят. Там такое было! Чуть не до драки. Одному мальчику плохо стало. Девчонки ревут. Дети учиться хотят, а им не дают такой возможности!

 Леночка очень успешно сдала биологию, и ее оставили в своей школе. Эта история оказалась с хорошим концом. А сколько детей больше не переступят порог школы? Кто-то не пройдет в техникум, и чем будет заниматься дальше? Попытка связаться с руководством управления образования успехом не увенчалась. На телефоне «горячей линии» мне сказали, что я попала в бухгалтерию. Дали другой телефон, но он упорно не отвечал. На сайте нашла интервью с начальником управления образования горадминистрации Еленой Середой с ответами на многие вопросы:

«— Так что же делать тем ребятам, которые в 10-й класс не попали и в техникум не прошли?

— Будем стараться трудоустроить всех, но смотреть на количество троек. При этом надо понимать, что можно предложить ребенку рабочую профессию в СПО. Можно, несмотря на то, что у ребенка есть тройки, взять его в 10-й класс. Но нужна уверенность, что он труженик, сможет кропотливым трудом освоить программу 10-11-х классов и на ЕГЭ показать результаты как минимум порога успешности.

— А кто решает этот вопрос?

— Специальная приемная комиссия при школе. В состав комиссии мы рекомендовали включить председателя родительского комитета, чтобы обеспечить представительство и понимание всех участников образовательного процесса.

— А если ученик не пройдет «порог успешности», в 10-м  или 11-м классе откажется сдавать ЕГЭ и попросит аттестат за 9 класс. Тогда что?

– Это будет плохо для самого ученика. И он зря потратит время, и государство, затратив на обучение ученика в 10-11-х классах большую сумму, получит в итоге студента СПО.

– А если молодой человек после СПО решит поступить в вуз, он будет сдавать ЕГЭ или достаточно аттестата?

– На сегодняшний день действующее положение предполагает следующее: уже обучаясь на первом курсе в учреждении СПО, ребенок во втором полугодии может подать заявку на прохождение ЕГЭ. И тогда по итогам первого курса обучения, сдав ЕГЭ и получив хорошие баллы, он может оставить СПО и поступить в вуз, тем самым даже сократив время своего обучения на год».

 Проблема вызывает двоякое чувство. С одной стороны, хорошо, что закончилось время всеобщего «высшего образования» в сомнительных вузах, выпускающих сомнительных специалистов. С другой стороны, не рано ли решать судьбу человека в 15-16 лет? Мало примеров, когда вчерашние троечники в 10-м классе брались за ум? Мы сами-то когда определялись, кем нам быть? Сегодняшняя система образования загодя обрезает перспективу роста тем, кто может оценками на ЕГЭ подпортить школе отчетность. И ни директора школ в этом не виноваты, ни управление образования. Они лишь часть системы, исполнители. Стране нужен утерянный за эти годы рабочий класс, и они выполняют государственный заказ. Отсюда профильные классы, недостаток мест и мальчишка, который от страха не попасть в 10-й класс потерял сознание. Идет битва за парту.

Людмила Шалагина.

Источник: sovaplus.com