Первомайская праздничная колонна мощной волной прокатилась сегодня по главной улице Новороссийска. А на перекрестке улиц Советов и Свободы демонстранты в массовом порядке прилипали к битуму, который «подложили» им ремонтники дорог… Разве заслуживают этого труженики Новороссийска? А их замечательные дети?

Наш город-герой вообще-то занимает второе-третье место по производству продукции и услуг в крае (после Краснодара). На начало 2017 года у нас, ни много ни мало, 651 промышленное предприятие (из них 20 процентов крупных, там работают около 22 тысяч человек). У нас еще и предприятий транспортного комплекса целых 1477. Строительных компаний так просто ого-го на энергичный небольшой город — 1198 («монстров» всего 11) . А ведь есть еще банкиры, страховщики, 2318 предприятий потребительского рынка и т. д., и т. п. Неужели нельзя этим драйверам городской экономики постелить под ноги хороший, качественный асфальт? Или в Новороссийске 1 Мая тоже стало чрезвычайной ситуацией, к которой никак нельзя подготовиться?

под флагомКаждый божий год, плохой или хороший в плане успехов, многие новороссийские предприятия тратят кучу денег на то, чтобы достойно показаться городу. Кто-то о-о-очень хочет себя пропиарить. Другим приходится это делать, чтобы не выпасть из конкурентной обоймы. А третьих администрация города УГОВОРИЛА пойти на демонстрацию всеми доступными ей способами — надо же рапортовать краю о том, как у нас все прекрасно.

битум на Советов

И что получилось? Испытание многочасовой жарой (кстати, к кому «скорая» прорывалась?), оторванные подметки и утопшие в битуме каблуки парадных туфель, оркестранты, которые вообще не могли нормально играть — чем это можно компенсировать? Вот в следующем году с каким настроением эти люди пойдут поддержать вековую традицию?

Конечно, на демонстрацию ходят не все трудящиеся города Новороссийска. Кому-то босс устроил баню с танцами на пруду. Другим милее плодоносящая дача, а кто-то принципиально не хочет имитировать благополучие в трудовой сфере.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ХОДЯТ НА ПЕРВОМАЙ?

— Почему я не хожу на первомайскую демонстрацию? — уточняет интерес Станислав Фомин. — Объясняю на примере. Накануне майских выходных у нас в офисе осталось трое: я и две сотрудницы. Остальные разбежались по делам (или под предлогом) еще пару часов назад. Мы же, обреченные досиживать оставшееся время, попивали жидкий чаек с сухариками и обсуждали «дела наши скорбные». Разговор почти сразу зашел о задержках зарплаты (это длится перманентно уже третий год), о том, как с этим жить и как с этим бороться. Рассматривали разные варианты: от коллективного заявления в прокуратуру до забастовки. Спустя какое-то время я вдруг отвлекся от разговора и задал присутствующим простой вопрос: «Как называется то, что происходит прямо здесь и сейчас?» В ответ на недоуменные взгляды сам же пояснил: «Маевка!».

профсоюзыПоскольку на маевке я уже нечаянно побывал, то вспомнил и следующее. Профсоюзное движение в России начиналось примерно так же: с посиделок за чаем. Потом были коллективные выходы на природу (1 мая, плюс-минус день-другой). Устраивались пикники с пирожками, чаем и самой наболевшей темой – «права рабочих и меры по защите этих самых прав». Тогда основными требованиями рабочих были 8-часовой рабочий день и справедливая оплата женского и детского труда. Тогда были еще и стачки, в отличие от забастовок, они носили нарастающий политический характер и нередко заканчивались кровью.

первое мая плакатКогда в октябре 1917-го к власти в России пришли большевики, основные требования трудящихся были закреплены законодательно. С тех пор Первомай стал праздником победившего рабочего движения. Так и было до начала 90-х, когда маятник истории качнулся в обратную сторону и незыблемые «завоевания социализма» канули в лету. С тех пор изменилось многое. Безработица опять стала реальностью, равно как и платная медицина, платное образование, отсутствие бесплатного жилья, и прочая, и прочая. Мы привыкли к тому, что уверенность в завтрашнем дне (в работе, зарплате, жилище, лечении, образовании) – удел имущих. Да и у них, говорят, тоже не все гладко, тоже плачут.

В магазине, где я каждый день покупаю сигареты и кошачий корм, уже больше полугода вижу одну и ту же продавщицу. Каждый день. Без выходных. Режим работы – с 7:00 до 22:00. Пятнадцать часов в сутки. Месяцами. Если это не эксплуатация, то что?

начальники транспарантИ на фоне этого у нас проходят демонстрации во имя трудящегося человека. Надо было добавить слово «освобожденного». Освобожденного от зарплат, перспектив и права на защиту. В этот день работодатели (так сегодня толерантно называют капиталистов, наживающихся на труде трудящихся) добровольно-принудительно выводят своих работников выражать радость на городских площадях.

На мой взгляд, смысл и значение Первомая извращены и вывернуты наизнанку. Поэтому на демонстрации не хожу, занимаюсь чем-то другим.