В магазине села Шапсуга под Абинском давно не было такого ажиотажа. За несколько часов люди в вышитых холстинных одеждах и кожаных поршнях на ногах размели весь хлеб, молоко, спички и зажигалки, а главное – средство от комаров. Традиционно отмечаемый на Шапсугских полянах в день летнего солнцестояния древнерусский праздник Купалы в этом году оказался очень многолюдным.

Славер, старейший волхв Северо-Кавказской Новороссийской общины «Славянское наследие», радушно встречал все новых и новых гостей. В этом году народу было много как никогда – приехали почитатели праздника со всего Краснодарского края.
 С утра на капище Дажьбога кипела работа. Сооружался огромный, в пять ростов человеческих, костер – большой Купалец с деревянным символом Ярилы на самом верху, а неподалеку – малый Купалец, в виде колодца в полроста мужчины, – это для прыжков, и загадывания желаний.

Славер, откуда столько молодежи, даже детей привезли?  – поинтересовалась я.

— Молодежь сейчас историей интересуется, культурой своих предков. Обрати внимание, какие у малышей имена – Борислав, Ясыня, Любава, Радомир. И каждый ребенок знает значение и силу имени. Купала – праздник любви. В эту ночь исполняются самые заветные желания, и готовятся к ней загодя. Шьют одежды себе и малышам, учат песни, обряды. Сегодня Ярило – Солнце поворачивается на зиму, это самый длинный день, и самая короткая ночь в году. В Солнцеворот сливаются стихия Огня и стихия Воды, становятся волшебными, обладают очистительной силой. Поэтому принято на Купальском празднике прыгать через огонь, а затем купаться в реке. Вот так, все вместе, северо-кавказские славянские общины собираются, пожалуй, только в этот день.
 

В длинных белых одеждах, в венках, детвора бегала по поляне, водила хороводы, играла в догонялки и ручеек. Мамочки с подружками плели венки и пели. Мужчины сооружали костер, расчищали арену для игрищ, чистили капище. Волхвы рассказывали об обрядах, строго следили за соблюдением всех положенных в Купалу обычаев. Человеку, попавшему на праздник впервые, подобная пасторальная картинка представлялась совершенно нереальным действом.

«Зачин!» — громко призвал кто-то из организаторов, и участники полукругом обступили капище. Славер чиркнул старинным кресалом, и около чура Дажьбога вспыхнул огонь. Праздник начался! Волхвы зажгли малый Купалец, и пока костер прогорал, начались на поляне потехи. Молодежь устроила битву на мечах, и, конечно, не обошлось без апофеоза – пошли стенка на стенку!
Через костер народ прыгал и парами, и поодиночке. Некоторые перелетали через огонь вместе с детьми. Поразительно, но ни травм, ни ожогов никто не получил.

— Мы должны прыгнуть через костер, взявшись за руки, — объяснили мне свою задачу Тимофей и Милослава. — Тимоша закончил институт, а я еще учусь, и родители нам не разрешают пожениться. А без благословения мы не можем. Ждем, что Купала исполнит наше желание и нас благословят.

Красавица Яромила рассказала, что ее муж в армии, и она приехала попросить у Купалы оберегать его от невзгод. «Праздник потрясающий, — восторженно делилась она впечатлениями. — Я сегодня попросила волхвов дать мне имя, и нарекли меня Яромилой, то есть милой Яриле. Потом я представила, что прыгаю через костер вместе с мужем».

 Наконец пришло время зажечь большой Купалец. Искры взметнулись к звездному небу, и начался бешеный хоровод вокруг разгорающегося костра. Когда остались одни угли, на них танцевали отчаянные смельчаки, а с последним угольком вспыхнули факелы, с которыми пошел народ купаться.

— Тысячелетия не прекращается празднование Купалы — дня летнего Солнцеворота, — провозгласил Славер. — Не прерывается священный обычай.

— Пока жив обычай — жив и народ! — отозвались сотни голосов.

Людмила Шалагина.

Фото: Алексей Сазонов.