Отправляясь в путешествие по четырем странам, он взял с собой 150 долларов на все дорожные расходы и 70 евро на иранскую визу. Как прожить 40 счастливых дней, испытать себя и осуществить свою мечту, Артем рассказал в интервью нашему новостному порталу.
Артем много где работал, был ведущим новостей и репортером на местных телеканалах, несколько лет делал карьеру в автосалонах Новороссийска, был даже барменом в ночном клубе. Он говорит, что будучи маленьким читать учился больше не по букварю, а по отцовским журналам «За рулем», а «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича и «Команда Жака Ива Кусто» были его любимыми телепрограммами. Ну, и масса прочитанных книг про приключения и путешествия сыграли свою роль. Все это привело к тому, что за последние два года Артем побывал автостопом в Крыму, потом в Чечне и Дагестане, а этим летом рванул наконец в Иран.
— Когда я две недели колесил по Северному Кавказу, чеченцы очень советовали побывать в Закавказье, в частности в Грузии. Стал изучать разные материалы о Закавказье. Но случайно наткнулся на фотку потрясающего скалистого пейзажа. Выяснил, что эта дикая красота находится на острове Ормоз в Персидском заливе. Чтобы увидеть ее воочию, надо ехать в Иран — огромную и малоизвестную страну, о которой полно разных стереотипов. Я понял, что Ормоз будет целью моего следующего путешествия, надо только дождаться столь длительного отпуска, — рассказывает Артем. — Отпуска не получилось, ну не дают в большинстве коммерческих компаний полноценного отпуска, увы. Принял решение искать другую работу и увольняться. Заодно и род деятельности захотелось сменить, попробовать себя в чем-то ином. Устроился в строительную компанию, и новый директор, ему особенная благодарность, принял мое условие – начну работать только после возвращения из путешествия.
— И сколько километров намотал? Ты же наверняка намечал маршрут, прикидывал время.
— По приблизительным подсчетам, проехал 10-12 тысяч километров. Планировал уложиться в месяц, получилось дольше. Маршрут был, но приблизительный. А время… Его вообще сложно планировать. В глубинке Грузии 150 км мы еле одолели за 8 часов на хорошем джипе. Меня подобрали два грузина-католика, которые ехали на какое-то необыкновенное легендарное зеленое озеро, позвали с собой. Потом у нас закончилась солярка, и мы ее долго искали. Потом пригласили меня погостить в доме у святого отца, где они временно жили, пока делали ремонт в церкви… Как можно было в Новороссийске предположить, что меня туда занесет? Вся суть и особенная притягательность путешествия автостопом, лично для меня, – это момент, когда не знаешь, где ты сегодня окажешься, как далеко, с кем познакомишься и многое другое. Это приключение!
— Ты не считал, на скольких машинах прокатился за эти 40 дней?
— За сотню. От крутых «мерседесов» до развалюх, которые на честном слове передвигаются. Но автостопщику выбирать особо не приходится.
— А если водитель совсем плохой? Или обкуренный? Не страшно доверять жизнь случайному попутчику?
— Ну как сказать… Когда я работал в автосалонах, то часто тест-драйвы проводил. Иногда за руль садились люди, которые только права получили, и такие номера на дороге исполняли, что натерпелся всякого. С такой закалкой мог бы, наверно, даже инструктором по вождению работать. По дороге в Иран реально страшно было один раз, когда шпарили вниз по серпантину на старом-престаром «УАЗе». Слева скала, узкая дорога, справа обрыв метров 30… Морально готовился к тому, что колесо вот-вот отвалится или тормоза откажут, и придется из кабины выпрыгивать. И никак не мог решить: хватать в этот момент рюкзак с заднего сидения или ну его?
— Видно, что ты доволен как слон своим непредсказуемым отпуском, можешь часами рассказывать, что автостоп — это здорово. Но ведь в каждой бочке меда, как правило, оказывается ложка дегтя.
— Полной неожиданностью стало то, что в Азербайджане мое имя считается армянским. Из-за этого еле пропустили на территорию республики, многие местные пытались понять, действительно ли я русский. А через пять дней меня задержали как шпиона. Я в тот момент был в маленькой деревушке, мужики в нарды играли, пригласили в компанию пива попить. Мимо шел участковый, увидел незнакомого человека, решил проверить документы. И тут началось! Забрал паспорт, посадил в машину, ругал всю дорогу, и непонятно за что. Привез в ближайший город Тартар к своему начальству в отдел. Начальник говорил по-русски, час выспрашивал, как доехал, что фотографировал и так далее. Видимо, так и не понял, шпион перед ним или нет, повел к своему шефу – самому главному начальнику. Тот по второму кругу задавал вопросы, потом напоил чаем, объяснил, что тут стреляют и туристам делать нечего. Все обошлось, но могло быть иначе. И эта чертова паранойя насчет шпионажа изрядно подпортила мое впечатление об Азербайджане. У некоторых людей глаз дергался, когда слышали мое имя, и в какой-то момент захотелось представляться, например, Виталиком. Дальше я собирался в Армению попасть, отправился обратно в Грузию. Искупался в речке на границе, и только тут стало как-то полегче. Конечно, я поехал в Армению, да еще и Карабах посетил, там очень красиво! А я ценю красоту окружающего мира и не заморачиваюсь на политических конфликтах. Но все равно я стал преступником для Азербайджана и для своих азербайджанских знакомых — мне так и писали в личку инстаграма. Короче, в Азербайджан я больше не ходок. Баку и русская деревушка Ивановка, где живут староверы, надолго останутся в моей памяти. Много приятных воспоминаний будет.
— А в Армении проблем с азербайджанским штампом не было?
— Нет. Там гораздо спокойней, даже философски относятся к конфликту из-за Карабаха. В Армении я пробыл 12 дней, подал документы на визу в Иран, наслаждался новыми пейзажами и знакомствами. Вообще в Армении мне было спокойнее и комфортнее всего. Почти все говорят на русском, много и надписей на нем. Все добрые, отзывчивые. В Ереван можно легко влюбиться. Когда впечатлений было под завязку, решил, что еду на озеро Севан и два дня просто побуду «тюленем». Устал морально, и ноги начали протестовать. Нужен был отдых.
— Артем, скажи мне честно: этот остров Ормоз действительно прекрасен, как на фотке? Стоило туда ехать?
— Да, остров красив, как на картинке. Но валяться на берегу и любоваться на Индийский океан, как я мечтал, не получилось. По прибытии в порт Бандер-Аббас я понял, почему иранцы меня называли «крейзи» – в августе там жара выше 60 градусов и такая влажность, что даже новороссийцам трудно представить. На катере я добрался до вожделенного Ормоза, искупался в океане, проигнорировав предупреждение насчет акул (просто не знал, что они там трехметровые), и думал получить райское наслаждение от пребывания здесь и сейчас. Но мелкие твари — муравьи, похожие на пауков, большие мухи и еще бог знает что — просто заели. Пошел пешком обратно в деревню по этой жаре, встретил мотоциклиста, который довез меня. Посмотрел развалины португальской крепости и отправился на материк, в город, нашел дешевую гостиницу, отмылся от красного песка, постирал вещи и просто отключился под кондиционером. Понял, что пора и домой, ведь в конце концов важна не конечная точка маршрута, а как ты придешь к ней. Что испытаешь, переживешь. И в Иране по пути обратно много интересных городов.
— Самый кайф от автостопа — общение. Но если ты языка не знаешь, то как общаться?
— Говорить на фарси я не научился. Перед поездкой выписал самые нужные фразы из словаря и взял с собой. Надеялся общаться на английском, но в Иране еще надо найти человека, который его знает. Если попадался такой человек, я радовался ему как соотечественнику. Один только раз в Персеполисе встретил продавца, который учился в России и говорил по-русски. Вот уж наболтались! В Иран ты едешь за достопримечательностями, но реально сам становишься достопримечательностью. Внимания столько, что хоть отбавляй, все хотят с тобой поговорить, даже если видят, что ты ни черта не понимаешь. Очень уважают Путина и Лаврова, к россиянам вообще душевно относятся. А уж путешественник из России – это диковинка для них! Сами иранцы очень любят путешествовать по своей стране — это у них целая культура. Также любят отдыхать в городских парках, ставят палатки, корзинки с едой и обязательно настоящий русский самовар. Я столько самоваров даже в России не видел! Там кофе мало пьют, зато сплошное чаепитие со сладостями и вкуснейшим сахаром самых интересных форм и видов. Для автостопщика есть в Иране одна сложность — водители категорически не понимают, как человека можно оставить за городом на трассе, и обязательно везут на автовокзал. Когда меня три раза привозили на один и тот же вокзал, я сдался и поехал на автобусе (за что подписчики мне сразу высказали). Но и автобусы там!.. Это лайнеры бизнес класса. Много места, шикарные кресла, стюард разносит еду и напитки! И все это стоит копейки и по местным меркам, и тем более по российским. Поэтому и выбирал несколько раз ночные рейсы. Времени оставалось мало, а посмотреть страну хотелось.
— Ну и как, красивые девушки в Иране?
— Да, красивые. Но капец сколько на них косметики! Ну очень много. У женской части населения открыты только запястья и лицо, поэтому их украшают просто чересчур. Браслеты на руках и «штукатурка» на лице толстым слоем, она при такой жаре явно не на пользу коже. А в южной части Ирана немало женщин носят на лице маски, похожие на птичий клюв. Золото у них продается, как у нас картошка, на любом базаре. Еще иранские девушки очень любят делать пластику носа и максимально долго ходят с послеоперационным пластырем, потому что это круто. Тренд у них такой.
— Я читала на твоей странице, что тебя чуть не обокрали там.
— Ночевал на вокзале, и под утро один дурачок решил украсть у меня рюкзак. В стране, где за воровство отрубают руку! Рюкзак был пристегнут к спальнику, я сразу проснулся и включил режим русского мата. Злоумышленник сбежал. Это была единственная встреча с нехорошим человеком.
— Все-таки вдвоем автостопить безопасней. Почему ты один путешествуешь?
— Мне так лучше. Если поеду с напарником, то по-любому буду больше с ним общаться и меньше с другими. А я хочу взаимодействовать с окружающим миром, с теми людьми, которых увижу только здесь по воле случая. С друзьями буду общаться в другое время. Отправляясь в дорогу, надо рубить концы и жить совершенно по-другому: верить, что люди вокруг добрые, и самому быть таковым, открытым для разных чудес. А с проблемами разбираться по мере поступления. Просто сказать себе: Артем, пойми, ты это решишь. Если едешь в компании — это уже несвобода. Ты должен постоянно подстраиваться, учитывать мнение другого человека, думать о его благе. Этого хватает в обычной жизни дома. Я однажды забрался на холм с видом на Арарат специально, чтобы ночевать там под звездами. Лежу в спальнике, балдею, и в полночь внизу шакалы поднимают вой. И с турецкой, и с армянской стороны. Конечно, неприятно. Потом подумал: ну, что они сейчас, все бросят и толпой ко мне на холм пойдут? На фиг я им нужен? И уснул спокойно. А если бы со мной девушка была? Представляете эту ночку?
— А чего ты так мало денег с собой взял?
— 150 баксов — много для автостопа. Ну, я так думал ))) Один парень из Тюмени уехал со сторублевкой вокруг света и с ней же вернулся. У меня так лихо не получилось, не было опыта путешествия за границей, не рассчитал. Деньги закончились через две недели. Была надежда продать свои подписанные фотографии из Крыма и Кавказа (читал, что в Таиланде этим можно заработать), но не прокатило. Пришлось выложить фото своих развалившихся кед в инстаграме и попросить помощи у своих подписчиков. Такой совет дал мне парень с новороссийского форума. Спасибо добрым людям, их поддержка меня поразила! Мне очень помогли. Я получил достаточно денег, чтобы еще в Армении обналичить их, купить валюту и ехать на границу с Ираном. Там никакие карточки, кроме местных, не работают. Всех своих подписчиков я от всего сердца благодарю!
— Кушать что придется и когда придется, часто на жаре, в машине и всухомятку, а в гостях угощаться разной национальной кухней — как это переносит система пищеварения?
— Что удивительно, не подвела ни разу. Мама переживала за меня, заставила в аптечку положить специальные таблетки, уголь активированный, но не пригодилось. Дядя Сурен, который живет в 200-летнем доме, разводит форель и держит хостел, просто закормил меня на дорожку: парное молоко, мацони, суп, картошка, куча зелени, арбуз, тутовочка (настойка на ежевике, очень полезная вещь), и ВСЁ это употреблялось на завтрак в разной последовательности! И еще много всякого добра в дорогу запихнули в мой рюкзак. И хоть бы что! Организм в экстремальных условиях готов переварить что угодно. Там же в Армении ел невероятно вкусную лепешку с огромным количеством местных трав. Ну и конечно шашлык! В Иране попробовал мороженое фалюдэ – такое еще Александр Македонский любил, оно сделано из льда, крахмальной вермишели и красного сиропчика. Получается приторная, жидкая разновидность мороженого. А вообще в Иране я десять дней ел кебабы и сэндвичи, как все местные жители. Национальную кухню можно только в гостях отведать.
— Что привез на память из путешествия?
— В Кандаване, пещерной деревне в Иране, купил расшитую сумку, набил ее местными сухофруктами, магнитиков, браслетиков, висюлек всяких набрал по пути. Еще привез лунный камень с озера Севан (почему лунный – так и не понял, но французы когда-то его добывали там). Своему шефу вручил иглу дикобраза и книгу дяди Сурена с автографом (он оказывается писатель). Одному другу купил табак-самосад из Грузии. Скульптуру грифона из Пересполиса – другому. Маленькой племяшке необычную куклу взял в Исфахане. У меня же на память браслеты из каждой страны на запястье. Но главное, что в этом путешествии я прожил еще одну жизнь! Богатую на события, разных людей, интересные истории и потрясающей красоты места. Наверно, я даже немного изменился внутренне. Невероятное свое приключение старался передать посредством публикаций в соцсетях, фото и видео, комментарии публиковал постоянно. Все это есть на страничке Вконтакте https://vk.com/yundas и в моем инстаграме @artem_yundas.