Заканчивается обследование подводной части крейсера-музея «Михаил Кутузов». Результаты работы водолазов лягут в основу планов по ремонту корабля осенью 2019 года.
Обследования, как рассказал директор музея Сергей Назаров, проводятся регулярно дважды в год, чтобы убедиться в безопасности перед началом туристического сезона и перед зимней стоянкой. Но на этот раз, поясняет Сергей Алексеевич, «ревизия» более детальная, с использованием ультразвуковой установки.
— В октябре 2019-го планируется поставить крейсер-музей в док нашего судоремонтного завода, — говорит Назаров. – Там рассчитывают за два месяца привести его в порядок. Подводную и надводную часть корпуса не только очистят, но и оцинкуют, от коррозии защитят и некоторые элементы надстройки. Потом крейсер вернется на свое место и будет обновляться дальше. Весь процесс рассчитан на полтора-два года.
Планом реставрации предусмотрено, например, переоборудование шести больших кубриков в носовой части корабля в музейные залы. Тем самым экскурсионный маршрут будет закольцован – поднявшись с левого борта, турист пройдет по всему кораблю и выйдет к борту правому. Сергей Назаров рассказал и о планах организовать отдельный маршрут, рассчитанный скорее на ветеранов ВМФ и энтузиастов, увлекающихся историей нашего флота – экскурсию по главной энергетической установке.
— Там посетителей, чтобы обеспечить меры безопасности, переоденут: на руки – перчатки, на голову – каски. Этот маршрут надо будет заказывать отдельно, — делится подробностями директор музея. – По мере продвижения ремонтных работ обновленные помещения планируем отдать клубам по судо- и авиамоделизму, классу радиодела, здесь могут проходить морскую практику курсанты учебных заведений. Помещений на крейсере-музее много, хватит на всех.
В связи с планами на ремонт нельзя не вспомнить про разговоры о том, что корабль считается статичным, у него в днище дыра и если его сдвинуть с места, то он утонет… Всерьез заговорили о необходимости убрать корабль с 33-го причала (морвокзал) пять лет назад, когда ожидали захода в Новороссийск международной парусной регаты SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014. Замминистра транспорта Виктор Олерский на заседании президиума Морской коллегии настаивал тогда на переводе крейсера куда-нибудь, ведь у морвокзала надо было ставить парусники. Как вариант, упоминался док нашего судоремонтного завода, говорили что-то об устных договоренностях с руководством предприятия на этот счет. Тогда же замминистра обмолвился о том, что стоянка крейсера у морвокзала – это отстой флота, практически нецелевое использование госимущества, поскольку 33-й причал является федеральной собственностью. В городе поговаривали о перемещении «Кутузова» к Западному молу, однако крейсер-музей где был, там и остался.
Сергей Назаров опроверг слухи о дырах и полной ветхости.
— При южном ветре крейсер отходит от причала на расстояние до 10 метров, а при норд-осте двигается вдоль него на расстоянии до 12 метров, — говорит Сергей Алексеевич. – До СРЗ идти около 2,5 морских миль, буксировать корабль со скоростью 30 узлов никто не собирается, так что он не утонет. А что касается разговоров о стоянке у Западного мола, то это сооружение сильно со стороны моря, а с внутренней стороны оно не удержит наш крейсер. Для стоянки там нужно создавать специальные условия, которые стоят денег. Военные специалисты объяснили это гражданским.
Кстати, именно с учетом дополнительных расходов в 2015 году и сформировалась стоимость ремонта корабля – 3,5 миллиарда рублей. Тогда это равнялось собственным доходам городского бюджета за год. Сейчас, когда отказались от перевода к Западному молу, ремонт оценивают примерно в 2 миллиарда рублей. Деньги будут выделяться частями, напомним, что процесс рассчитан на полтора-два года. Что касается нецелевого использования госимущества, то с нового года Минобороны будет перечислять Росморпорту арендную плату за использование причала. Учитывая, что обе эти структуры государственные, деньги просто перекладываются из одного кармана в другой, но законность соблюдена.
В последние два года в Севастополе также активно обсуждается идея возвращения «Михаила Кутузова». Однако ее можно отнести к разряду утопических. Сама буксировка стоит денег, а в Севастополе нет подходящего свободного места для стоянки такой махины. Возможно, за желанием перегнать в Севастополь крейсер – банальная попытка получить подряд на работы по его обустройству. Может быть, считают и деньги, которые зарабатывает музей. В год около 50 тысяч посетителей, умножьте цифру на 200 рублей (цена входного билета), получается 100 миллионов рублей.
— На самом деле намного меньше, — пояснил Сергей Назаров. – Ведь у нас много бесплатных экскурсий, приходит немало представителей льготных категорий населения. В прошлом году мы заработали чуть более 10 миллионов рублей, — пояснил далее директор. – Напомню также, что в 2001 году в правительственной директиве о переводе «Михаила Кутузова» в Новороссийск четко было сказано: для развития военно-патриотического воспитания жителей Кубани и России. В Севастополе своих исторических памятников около 2,6 тысячи, их бы надо привести в порядок. Крейсер в свое время был тесно связан с Новороссийском – на нем в 1958 году привезли с Малахова кургана Вечный огонь, чтобы зажечь такой же на нашей площади Героев. Корабль регулярно, если не был в дальних походах, заходил в Новороссийск на торжества в дни основания города и его освобождения от немецко-фашистских войск. А улица Кутузовская получила свое название именно в честь нашего корабля. Сейчас на борту крейсера находится кают-компания культовой для города организации «Шхуна ровесников», здесь базируется творческий клуб «Маринист». Так что исторически «Кутузов» даже более тесно связан с Новороссийском, чем с Севастополем.
С мнением директора наверняка согласятся местные жители и власти. За 17 лет мы привыкли и очень гордимся, что у нас стоит самый большой в стране корабль-музей.
Аркадий Васильев
Источник: sovaplus.com